По дисциплине Теория государства и права 6 страница

30. Общая характеристика теорий происхождения права.

Теории происхождения права и современный подход к проблеме.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так,

виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным. Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право». Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально- интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

31. Социальные нормы первобытного общества. Закономерности возникновения права.

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали опреде­ленные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено су­ровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родо­вая община), который представлял собой объединение людей на основе кров­ного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей приро­де естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе харак­терны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исто­рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, рели­гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото­рое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха­рактера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде­ятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных де­лах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение семьи, частной собст ­ венности и государства», 1884). Член рода просто не отделял себя и свои ин­тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть не­пререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными си­лами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и пле­мени», что практически было равносильно смерти). Применялись также теле­сные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-историчес­кого развития общества, в результате процессов, происходящих в обществен­ном организме. При этом существуют различные теоретические версии про­исхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового гос­подства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются полити­ческие причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие не­олитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от при­сваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулиро­вания производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления об­щего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в яс­ных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна­чаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на по­ведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

32. Право в системе социальных норм. Право и мораль, их соотношение.

Функции и социальное значение права.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях. Условно функции права можно разбить на две группы: 1.Общесоциальные (совпадающие с функциями гос-ва): а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности. б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы. в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц. г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления. д) Экологическая и т.д. 2.Специально-юридические.

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выдеоить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции.Марченко выделяет 5 групп функций: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные 2 и более отраслям права, но не всем); отраслевые (свойственные одной отрасли); правовых институтов. Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается служебная роль права, его соц. назначение.

Право и мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме здравого смысла людей».

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Примером подобной коллизии может служить современная ситуация с частной собственностью в России. Законодательное закрепление, формирование института частной собственности и все, что связано с существованием частного права, фактически не принимается определенными слоями российского общества, воспитанными на ценностях коллективистской морали и продолжающие руководствоваться ее приоритетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой — нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Ценность – это определенно благо, это то, что полезно для человека.

Отсюда ценность права выражается в его полезности для отдельного человека,

для общества в целом и для государства. Ценность права обычно именуют

социальной ценностью т.е. ценностью права для общественной жизни.

Социальная ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки

зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности

(самоценности). Инструментальная ценность права выражается в полезности

права как регулятора общественных отношений. Право полезно для отдельного

индивида как важнейший инструмент социального регулирования. Собственная

ценность права выражается в полезности права как регулятора общественных

отношений. Право полезно для государства, для общества и даже для

отдельного индивида как важнейший инструмент социального регулирования.

Собственная ценность (самоценность) права выражается в том. Что право как

таковое являясь социально оправданной свободой определенного поведения

выступает как определенная мера и как гарант свободы человека. Право

призвано не только определять, но и гарантировать. Обеспечивать свободу

отдельному индивиду. Социальная ценность права (как инструментальная так и

собственная) обусловлена его объективными свойствами которые объективно

присущи праву: 1. Нормативность: право обладает нормативностью поскольку

состоит из норм правил общего характера, благодаря этому свойству право

способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и

поведение неопределенного числа лиц. 2. Право - общеобязательный регулятор

общественных отношений, благодаря этому свойству право способно

урегулировать поведение всех без исключения членов общества. 3.

Системность: право это система норм, это единая система в масштабах всего

государства, благодаря этому свойству право способно урегулировать

единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4-ое свойство –

формальная определенность- это свойство появляется у права благодаря его

письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется

письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой

связи нормы права приобретают четкость, определенность своего содержания.

Благодаря этому свойству право четко определяет круг регулируемых

отношений, участников этих отношений, их юридические права и обязанности,

меры ответственности и т.д. 5. Принудительность (обеспеченность) – это

свойство возникает у права благодаря тому что право обеспечивается

принудительной силой государства. Благодаря этому свойству право способно

утвердить в обществе тот порядок который необходим обществу или

государству.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Норма - это образец, правило поведения. Упорядочивают отношения между

людьми, общественными объединениями. Где есть общество там должны быть

правила общежития или социальной нормы. Социальные нормы определяют

поведение человека в обществе и отношение человека к другим людям. Признаки

социальных норм:

n устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют

друг с другом

n требование социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, а на

всех людей

n социальные нормы - это обязательные правила поведения. Требование

норм охраняется силой общественного мнения, государственным

принуждением

Виды социальных норм:

n по сфере регулирования общественных отношений - нормы морали (правила

поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

нравственными представлениями людей о добре и зле, долге, чести,

достоинстве), нормы обычаев (правила поведения, сложившееся в

результате длительного повторения людьми определённых действий),

нормы традиции (исторически сложившиеся и сложившиеся из поколения в

поколение), политические нормы (общие правила поведения, регулирующие

отношения между классами, социальными группами), экономические нормы

(регулируют общественные отношения, связанные с производством,

распределением и потреблением материальных благ), нормы общественных

организаций (регулируют общественные отношения внутри организации

между их членами)

n по способу образования - стихийно образованные (нормы обрядов,

традиций, морали) образованные в результате сознательной деятельности

людей (норма права)

n по способу закрепления (письменные, устные)

ПРАВО И МОРАЛЬ

В литературе по этике мораль определяется как форма общественного

сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических,

исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются

в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать

поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и

мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие

черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим

свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в)

имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей

сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости

как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида,

определяют ее границы.

Различия: 1. Мораль формируется ранее права, 2. В пределах одной

страны, одного общества может существовать только одна правовая система.

Мораль же в этом смысле разнородна. 3. Нормы морали формируются как

нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе

взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге. 4.

Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее

существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм

морали.. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные

сферы, которые регулируются только правом или только моралью. 6. С точки

зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи

относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой

логически стройной и достаточно жесткой структурой как система права. 7.

Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации

своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью

государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются

силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является

формой осуществления господствующей морали.

Конституция РФ о правовом и социальном гос-ве. В Конституции РФ записано,

что РФ есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской

формой правления. Права и свободы человека являются высшей ценностью.

Носителем суверенитета является народ РФ. Народ осуществляет свою власть

непосредственно, а также через органы гос-венной власти и органы местного

самоуправления. Провозглашено разделение властей. РФ – социальное гос-во,

политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей,

устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,

обеспечивается гос-венная поддержка семьи, материнства, отцовства и

детства, инвалидов и пожилых гр-н, развивается система социальных служб,

устанавливаются гос-венные пенсии, пособия и иные гарантии соц.защиты.

33. Понятие, признаки и сущность права.

Право – многоаспектное понятие.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен; что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д.,организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. Институт права—это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно- процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Права как признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и

государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право построено на трёх китах - началах: нравственность, государство и

экономика. Право возникает на основе нравственности. Государство придаёт

праву официальность, силу, гарантированность. Экономика - основной предмет

регулирования, первопричина возникновения права. Специфика права - в центре

его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его

свобода. Право имеет обще социальную сущность, служит интересам людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой - это


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: