Философские взгляды Махмута Кашгари

Знаменитая книга Махмуда Кашгари «Диван» представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал.

«Диван» Кашгари — памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятия тюркских народов в XI веке, впитавшие в себя все предшествующее наследие предков.

В книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии — ислама, и такой его ветви как суфизм.

Будучи младшим современником Юсуфа Баласагуни, испытавшим его влияние в особенности во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией.

Предшественником Кашгари был уроженец Фараба Исхак ибн Ибрахим аль-Фараби (Джаухари), на чей труд «Диван аль-адаб фи» байан лугат аль- араб» («Собрание литературных произведений в изложении на языке арабов»), опирался и Бируни.

Тюркские названия лекарственных средств у Бируни и у Кашгари одни и те же. У Махмуда наряду с прекрасным арабо-филологическим образованием просматривается и основательное знание всех областей средневековой мусульманской науки.

Нельзя дать лучшей характеристики книге Махмуда Кашгари, воплотившей в себе весь его жизненный опыт и изыскания, чем его собственными словами. «Эту книгу,— пишет Махмуд,— я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованная проза), поговорками, стихами, рассказами) стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами... рассыпал в нем из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства».

«Словарь тюркских наречий», посвященный халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072—74 годах. Здесь он представил основные жанры гюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков — чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

Некоторое представление о взглядах Кашгари дают приводимые ниже отрывки из книги.

«Дни времени торопят, истощают силы человека, ли шают мир мужей... Таков ведь его (времени) обычай кроме (этого) здесь — равный удел (всех). Если мир прицелясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор» «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставленш в добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему (букв, смотри на него)».

«Ночи (и), дни мира проходят (как) странники. То го, с кем пересекутся (их пути), они лишают сил».

«Вещи (и) имущество человека — его враги... Собра] (скопив) богатство, думай, что (это) неизвергся поток во ды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз.. Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имуществе они кидаются (на него), словно гриф на добычу... Ош держат свое имущество, заперев (его), сами не пользу ются, плача от скупости, они собирают (копят) золоте Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих) родственников они в самом деле душат».

«Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), н будь гордым».

«Диван» («Словарь») Махмуда Кашгари — едина венный памятник тюркской диалектологии раннего не риода, дающий представление о фонетических и морфо логических явлениях и специфике диалектных форм «Словарь» содержит также тексты устно-поэтическог< творчества тюркских племен и народов Средней Азш Восточного Туркестана, Поволжья, Приуралья. Тру Махмуда Кашгари, написанный с применением научны методов арабской филологии, имеет и сегодня исключи тельную ценность для языковедов, фольклористов и лк тературоведов. Некоторое представление о взглядах Кашгари даю' приводимые ниже отрывки из книги.

«Дни времени торопят, истощают силы человека, лишают мир мужей... Таков ведь его (времени) обычай кроме (этого) здесь — равный удел (всех). Если мир прицелясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор» «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления в добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему (букв, смотри на него)».

«Ночи (и), дни мира проходят (как) странники. То го, с кем пересекутся (их пути), они лишают сил».

«Вещи (и) имущество человека — его враги... Собрав (скопив) богатство, думай, что (это) неизвергся поток воды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз.. Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имуществе они кидаются (на него), словно гриф на добычу... Ош держат свое имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают (копят) золоте.

Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих) родственников они в самом деле душат».

«Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), не будь гордым».

«Диван» («Словарь») Махмуда Кашгари — единственный памятник тюркской диалектологии раннего периода, дающий представление о фонетических и морфо логических явлениях и специфике диалектных форм «Словарь» содержит также тексты устно-поэтического творчества тюркских племен и народов Средней Азии Восточного Туркестана, Поволжья, Приуралья.

þ Методические рекомендации:

Для успешного усвоения данной темы необходимо уяснить, мусульманская философская мысль Востока стала развиваться в нескольких направлениях, получивших в дальнейшем концептуальное оформление. Необходимо уяснить, что то или иное философское направление отражало как духовное, так и политическое видение развитие общества, государства и различных социальных слоев.

& Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991

2. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001. [Введение; Ч. II-V: гл. 7, 10].

3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.

4. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002

5. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2].

6. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001

7. Философия: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. [2003].

8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. [введение; раздел II, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII]

9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2000

10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000

@ Задания СРСП № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: