Предмет философии науки в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте

Предметом философии науки является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. В древности науки развивались в рамках философии из-за слабой развитости. Впоследствии, особенно с XVI-XVII вв., когда начинают развиваться математизация знания и эксперимент, наука приобретает самостоятельный статус и отделяется от философии. Начинается определённое взаимодействие философии и науки:

Взаимодействие на уровне познавательной деятельности. Это происходит следующим образом:

Философия выступает как логика и методология науки, разрабатывая понятийный аппарат фундаментальных теорий. Впоследствии формируется мировоззрение. Возникают и анализируются проблемы, связанные с процедурными характеристиками (философские проблемы науки и естествознания). Внутри науки на уровне её фундаментальных теорий возникают попытки создать научную картину мира – философское обобщение.

Наука и философия взаимодействуют на уровне культуры. Задаётся определённый ценностный каркас науки (поскольку один из аспектов философии – аксиологический). Первичной при изучении науки является ценностная ориентация – интерес к постижению истины.

Наука как социальный институт. Связь осуществляется через идеологию. Наука вписана в жизнь, в обитание. Идёт борьба научных школ. Социальные аспекты существования науки связаны с мировоззрением, идеологией. Без осознания социальных аспектов нет развития науки.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания как универсального постижения мира и познания его общих принципов. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Вторая группа возникает внутри самой науки: в рамках этой группы тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исторически первой в истории была трансценденталисткая концепция взаимоотношений философии и науки («философия – наука наук»). Утверждались:

гносеологический приоритет философии как более фундаментального знания;

руководящая роль философии по отношению к частным научным знаниям;

самодостаточность философии, зависимость частнонаучного знания от философии, относительность и партикулярность его истин.

Данная концепция была сформулирована и обоснована в рамках античной культуры, где частнонаучному знанию отводилась подчинённая роль. В силу значительного развития философии и неразвитости частнонаучного знания она выглядела как естественная и полностью соответствующая реальным взаимоотношениям. Второй этап развития трансценденталистской концепции относится к Новому времени. Произошло разделение предметов философии и науки (Кант) и их методов (Гегель). Кант выделил в качестве предмета философии сознание, гносеологию, теорию ценностей, ставя гносеологию выше онтологии. Гегель приписывал философии диалектический, а частным наукам – метафизический (иными словами, ограниченный, не дающий абсолютно-истинного постижения реальности) метод.

Однако покровительственный подход философии к науке не устраивал учёных, убеждавшихся в огромной силе научного знания, в связи с чем возникла позитивистская концепция соотношения философии и науки. Признавая, что в прошлом философия сыграла положительную роль, сторонники этой концепции утверждали, что задача философии перед наукой выполнена и теперь должна решаться уже обратная: недопущение философского стиля мышления в науку как разрушающего точный и проверяемый язык научных теорий. Более того, по возможности и сама философия должна перейти на каноны конкретно-научного мышления. В деятельности первых позитивистов во второй половине XIX в. возникло понятие «философия науки». Связывая с наукой задачи подлинного постижения мира, они сосредоточили свое внимание на феномене "наука" и предлагали ту или иную модель развития научного знания.

Ограниченность как трансценденталисткой, так и позитивисткой концепции состоит в стремлении противопоставить один вид знания другому как более ценный. Абсолютное культурное равноправие и самодостаточность как философии, так и науки провозгласила антиинтеракционистская концепция, утверждавшая, что развитие частных наук (особенно естествознания) и философии идёт параллельно, независимо друг от друга. Сторонники этой идеи исходили из разделения культуры на естественнонаучную и гуманитарную (к ней, в том числе, относилась философия). Ни та, ни другая сторона не может влиять на противоположную.

Следующей концепцией является диалектическая, утверждающая внутреннюю, необходимую, существенную взаимосвязь философии и науки, их диалектически противоречивое единство, структурную сложность и развитие механизма взаимодействия частнонаучного и философского знания. Она в настоящее время представляется наиболее адекватной.

Несмотря на то, что понятие «философия науки» возникло столетием ранее, как дисциплина философия науки оформилась лишь во второй половине XX в. Философия науки может быть онтологически (приоритет процедур анализа, обобщения научных знаний, построения единой картины мира) или методологически ориентированной (главное – рассмотрение многообразных процедур научного исследования).

Если выделить стержневую проблематику философии науки, то первая треть XX в. была занята:

построением целостной научной картины мира;

исследованием соотношения детерминизма и причинности;

изучением динамических и статистических закономерностей.

Внимание привлекают также и структурные компоненты научного исследования.

Вторая треть XX в. характеризуется анализом проблемы эмпирического обоснования науки. Заявляют о себе сложности процедур верификации, фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения. Предлагается также анализ парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы тематического анализа науки.

В последней трети XX в. обсуждается новое, расширенное понятие научной рациональности, обострилась конкуренция различных объяснительных моделей развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание приобретают критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат постнеклассической стадии. Возникает осознанное стремление к диалектизации, историзации науки, анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки; значим вопрос о социальной детерминации знания, актуальны проблемы гуманизации и гуманитаризации науки.

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: