Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира

Научная картина мира — представление об устройстве и истории нашего мира (Вселенной) в соответствии с данными современной науки. В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира – целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных (основных, важнейших) понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. То есть научная картина мира исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.
Различают разновидности научной картины мира: 1) общенаучная – обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке (создается на основе обобщения знания, полученного разными науками); 2) социальная и естественнонаучная картина мира (обобщение знания социально-гуманитарных и естественных наук); 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии [онтология – философское учение о бытии]) – представления о мире с точки зрения отдельных наук (физическая, биологическая и др.). В последнем случае «мир» понимается как грань мира, изучаемая конкретной наукой, иногда говорят: «картина исследуемой реальности». Специальная научная картина мира (какой-либо науки) создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; б) о типологии изучаемых объектах [т. е. о систематизации и упорядочении объектов]; в) об особенностях их взаимодействия; г) о пространственно-временной организации реальности. Данные представления выступают основаниями научных теорий конкретной науки.
Таким образом, научная картина мира является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности. Она выполняет 3 основные функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний [ т. е. большую достоверность], включение научных знаний в культуру.
Через специальную научную картину мира, сложно выраженные научные знания становятся достоянием масс, обретают общекультурный смысл и мировоззренческое значение. Например, основная физическая идея общей теории относительности (компоненты фундаментального метрического тензора, определяющего метрику четырехмерного пространства-времени, вместе с тем выступают как потенциалы гравитационного поля) при формулировки ее в языке картины мира (характер геометрии пространства-времени взаимно определен характером поля тяготения) придает ей понятный для неспециалистов статус научной истины, имеющей мировоззренческий смысл. Эта истина изменяет представления об однородном евклидовом пространстве и квазиевклидовом времени, которые через систему воспитания и обучения со времен Галилея и Ньютона превратились в мировоззренческий постулат обыденного сознания. Научные открытия, включаясь в Н. к. м., влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности.
Следует помнить, что историчны и сами формы научной картины мира. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина мира (мир состоит из неделимых корпускул, их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой, корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени) была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин (кон. 18 – 1-я пол. 19 века) возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук. Усиление междисциплинарных взаимодействий в науке 20 века приводит к объединению специальных картин мира в блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира. Во 2-й половине 20 века общенаучная картина мира начинает развиваться на основе идей универсального (глобального) эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода.
Философия посредством философских идей о наиболее общих основаниях мира и общества определяет представления научной картины мира, способствует включению научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.
В фундаментальных областях исследования наука, как правило, имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для здравого смысла эти объекты могут быть непривычны и непонятны. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научная картина мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды нуждаются в согласовании с господствующим мировоззрением конкретной исторической эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: