double arrow

Аудит учета продаж готовой продукции (работ, услуг)


Цель аудита выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, то есть выучки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

При этом в процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

- анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

- контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;

- проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;

- изучается порядок учета и списания затрат на производство продажу готовой продукции;

- оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и родажи ее покупателям;

- анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;




- контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

Основными задачами аудита поступления продукции собственного производства являются:

• проверка состояния складского хозяйства, условий храпения и обеспечения сохранности продукции;

• проверка полноты и своевременности ее оприходования;

• проверка своевременности и полноты инвентаризации и принятых по ее результатам мер;

• проверка реальности числящихся остатков готовой продукции па складе;

• выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;

• определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее транспортировки;

• установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах.

Первоочередное внимание в организации контроля за поступлением на предприятие товарно-материальных ценностей должно уделяться полноте и своевременности приходования продукции собственного производства. Большое значение при этом имеет правильная постановка текущего учета и контроля, когда возможно своевременно вскрыть и предупредить незаконное ис‑​

пользование, порчу или хищение готовой продукции. Наряду с приемами документального контроля в данном случае могут быть использованы и приемы фактического контроля (контрольные инвентаризации, лабораторные анализы и т.д.), что значительно повышает действенность текущего контроля за сохранностью готовой продукции.



При проверке внимательно изучают состояние учета и хранения, соблюдение порядка оприходования всей поступившей за ревизуемый период продукции собственного производства. При этом анализируются и проверяются по форме и по существу первичные документы на оприходование продукции. В ходе проверки устанавливают правильность составления указанных документов, их подлинность, реальность отраженных в них операций и объективность содержащихся сведений. Производится встречная сверка документов па оприходование продукции с документами по начислению оплаты труда.

Если установлены расхождения, аудиторы обязаны установить их причины и виновных лиц.

Особенно эффективным приемом проверки полноты оприходования продукции является контрольный запуск сырья и материалов в производство. Результаты контрольного запуска сырья и материалов в производство оформляются отдельным промежуточным актом.

При аудите полноты и своевременности оприходования готовой продукции следует учитывать, что оприходованию должна подлежать продукция, прошедшая все технологические стадии и соответствующая техническим условиям и стандартам. Первичные документы на ее ‑​

оприходование (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.) сверяются с данными отчетов заведующих складами на их оприходование, а также с данными аналитического и статистического учета.

При наличии отклонении аудитор устанавливает их причины и виновных лиц.

В процессе аудита изучается ритмичность выпуска продукции и поставок ее покупателям. При этом анализируется соблюдете графика выпуска продукции и ее отгрузки покупателям.



Реализация готовой продукции — важная стадия кругооборота средств предприятия, на которой определяется общественная полезность продукта.

Основными задачами аудита реализации являются следующие:

• проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;

• определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции, основных средств, прочих активов, а также оказанием услуг;

• установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;

• проверка качества реализованной продукции, уровни ее товарности;

• контроль за правильным установлением закупочных и других цен;

• определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;

• проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;

• проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;

• выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;

• организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг, а также по реализации основных средств и прочих активов.

Материалами для проверки служат: накладные на вывоз и отпуск продукции со складов; квитанции заготовительных организаций о приеме продукции; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за купленную у предприятия продукцию; документы на отпуск продукции для продажи через свою торговую сеть, на колхозном рынке; отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ и услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг); соответствующий журнал-ордер, машинограммы; Главная книга; баланс предприятия.

Основными документами, регулирующими сбытовую деятельность предприятий, являются договоры на реализацию готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг сторонним организациям. Поэтому наряду с обоснованностью планирования реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг на сторону необходимо всесторонне проверить и правильность заключения предприятием указанных договоров как важнейшей правовой основы его сбытовой деятельности.

Проверяя наличие и правильность заключения договоров, аудиторы устанавливают обеспеченность планируемых объемов закупок продукции договорной базой, своевременность заключения договоров с каждым покупателем по каждому виду продукции, обоснованность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции, условий расчетов и санкций за невыполнение договорных обязательств.

Основным моментом аудита является проверка наличия по каждому договору расшифровок ассортимента с указанием сроков поставок покупателям соответствующей продукции, отметок о фактическом отпуске с указанием даты. При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке сверить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях выпуска готовой продукции. Далее обращают внимание на соблюдение графиков сдачи работниками и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отпущенную продукцию, на основе которых бухгалтерия выписывает платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т.д.), а в ряде случаев — платежных документов.

Выявленные факты нарушения типовых инструкций о порядке заключения договоров и реализации отдельных видов продукции должны быть доведены до сведения руководителей предприятия, соответствующих покупателей и при необходимости — вышестоящих органов в целях своевременного принятия мер по их устранению.

Одним из недостатков при заключении договоров является неоговорка зачастую в них о финансовых санкциях, которые должна понести виновная сторона. Следствием этого может стать рост неплатежей покупателей либо недопоставка продукции. Причем, если потерпевшая сторона обратится в суд с иском, то ей будет отказано по причине отсутствия в договоре финансовых санкций.

При изучении самих договоров аудитор обращает внимание на то, имеются ли в нем все необходимые разделы, позволяющие в достаточной полноте отразить права и обязанности сторон (полное наименование и адреса сторон, их уполномоченных представителей, предмет договора, объемы, качества, сроки, способы доставки продукции, условия расчетов, санкции, которые несут стороны при нарушении договорных обязательств), скреплен ли он подписями и печатями, указан ли срок действия договора.

Предварительный внутрихозяйственный контроль процесса реализации осуществляется при составлении бизнес-плана экономического и социального развития предприятия на каждый год. Данный контроль проводят руководитель и главный бухгалтер предприятия, которые, подписывая первичные документы на реализацию продукции, работ и услуг по тому или иному каналу, убеждаются в их законности, а также в правильности применения цен и тарифов. При этом они руководствуются законодательными, инструктивными указаниями.

В порядке предварительного контроля выявляют (наряду с обос‑​

нованностью плановых показателей, наличием и правильностью заключения договоров) готовность предприятия к отправке покупателю той или иной продукции: наличие и исправность весов и других измерительных приборов, транспортных средств, тары, обеспеченность необходимой документацией, разработка графиков, маршрутов доставки продукции и т.д. Контролеры должны обратить внимание на наличие и готовность транспортных средств, используемых для доставки покупателю.

При проверке отпуска продукции покупателям широко используют приемы фактического контроля, например контрольное взвешивание и лабораторный анализ отдельных партий продукции.

При этом особое внимание обращают на реальность скидок и надбавок к фактической массе каждого вида проданной продукции, для чего проверяют показатели ее качества, правильность расчета величины тех или иных скидок и надбавок и определения зачетной массы.

Отдельной проверке подлежит правильность определения себестоимости и реализационных цен проданной продукции. Реализационные цепы по каждому виду продукции, работ и услуг проверяют путем их сопоставления с действующими прейскурантами и договорами по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Обращают внимание на обоснованность планирования качества продукции и правильность расчета средних ‑​

реализационных цен, исходя из сроков продажи, качественных кондиций (показателей) и сверхплановых объемов реализуемой продукции.

Вопрос







Сейчас читают про: