Ревизия (аудит) учета расчетов с дебиторами и кредиторами

Проверка операций по учету расчетов с дебиторами и кредиторами производится исходя из данных счета № 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами». Учет операций по счету № 76 ведется в разрезе субсчетов:

- 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»;

- 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;

- 76-3 «Расчеты по претензиям»;

- 76-4 «Расчеты по дивидендам и другим доходам»;

- 76-5 «Расчеты по депонированным суммам»;

- 76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит».

Цель проверки – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с дебиторами и кредиторами.

Проверку данных операций могут проводить ревизоры вневедомственного контроля, внутреннего контроля и аудиторы.

Прежде всего проверка предполагает правильность определения, классификации, вида и оценки задолженности. Различают следующие виды задолженности:

- дебиторская;

- кредиторская;

- текущая;

- просроченная;

- сомнительная;

- сложная;

- с истекшим сроком давности;

- реальная;

- безнадежная.

По каждому виду задолженности необходимо составить акт сверки расчетов, из которого получают информацию о состоянии расчетов по каждому виду (сроки, суммы), а также какая работа выполнялась организацией по ликвидации задолженности.

Ревизор и аудитор получают информацию о состоянии расчетов из документов бухгалтерской отчетности: баланса, формы № 1, отчета о движении денежных средств, формы № 4, приложения к бухгалтерскому балансу, отчета о задолженностях, регистрах бухгалтерского учета.

Основные направления проверки:

- проверка системы внутреннего контроля на предприятии;

- изучение системы организации бухгалтерского учета;

- оценка задолженности по реальности ее взыскания и срокам прощения;

- организация претензионной работы;

- анализ эффективности использования инструментов расчета и валют платежа.

16. Ревизия (аудит) учета расчетов с подотчетными лицами
и персоналом по прочим операциям

Расчеты с подотчетными лицами осуществляются по суммам денежных средств, выданных работникам организации на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с подотчетными лицами.

Основными задачами проверки расчетов с подотчетными лицами являются:

– установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;

– выявление незаконных и экономически не целесообразных расходов, осуществляемых наличными денежными средствами;

– соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.

Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: приказы и распоряжения по организации, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс организации, данные аналитического и синтетического учетов по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Проверку достоверности обязательств по расчетам с подотчетными лицами начинают с установления тождества учетных и отчетных данных по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В случае обнаружения несоответствия данных необходимо определить величину отклонений и их причины.

Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливаются:

– соблюдение правил выдачи авансов;

– своевременность предоставления авансовых отчетов и документальная обоснованность использования подотчетных сумм;

– целесообразность и законность использования подотчетных сумм;

– соблюдение установленного в законодательном порядке предельного размера расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования;

– порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;

– соблюдение правомерности выделения НДС во всех первичных документах, подтверждающих расходы;

– своевременность возврата неиспользованных сумм;

– обоснованность и правильность авансовых отчетов по служебным командировкам в пределах Республики Беларусь и за границу;

– обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов;

– правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами.

Подтвердив сальдо задолженности по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», проверяющий приступает непосредственно к документальной проверке хозяйственных операций по расчетам с подотчетными лицами. В процессе контроля необходимо проверить законность и целесообразность возмещения командировочных расходов.

Проверка расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает:

– признание факта служебной командировки;

– проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой.

Проверяя авансовые отчеты по командировкам, ревизор (аудитор) устанавливает наличие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответствующими отметками о выбытии и прибытии; первичных документов, подтверждающих расходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем организации.

Проверка отражения в учете расчетов с подотчетными лицами проводится прослеживанием записей корреспондирующих счетов в авансовых отчетах и регистре по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включаются в себестоимость и отражаются на счетах учета затрат с выделением сверхнормативных расходов для налогового учета.

Нарушения, встречающиеся в практике учета расчетов с подотчетными лицами, делятся на две группы:

– допускаемые администрацией организации;

– возникающие по вине подотчетных лиц при недосмотре или попустительстве администрации.

К первой группе нарушений относятся:

– отсутствие утвержденного списка лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на хозяйственно-операционные нужды;

– выдача денег под отчет работникам, не включенным в специальный список;

– выдача под отчет денежных сумм работникам, имеющим задолженность по ранее полученным авансам;

– скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов без всякой потребности;

– несвоевременное принятие мер к принудительному взысканию задолженности подотчетного лица по невозвращенному в кассу остатку подотчетных сумм и др.

Ко второй группе нарушений относятся:

– несвоевременные предоставление авансового отчета и возвращение остатка денег в кассу;

– передача денег другому подотчетному лицу;

– расходование аванса не по назначению;

– неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;

– предоставление оправдательных документов, искажающих размеры или направления действительного расходования средств.

Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям, учет которых ведется на отдельных субсчетах счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» по видам операций, направлена на установление реальности и достоверности задолженности по этим операциям.

17. Ревизия (аудит) учета поступления
и выбытия основных средств

Источниками информации при проверке являются:

– первичные документы на поступление, перемещение и выбытие основных средств: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приемки-передачи основных средств (ОС-1); накладные на внутреннее перемещение основных средств (ОС-2); акты о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизируемых объектов основных средств (ОС-3); акты о списании основных средств (кроме автотранспортных средств) (ОС-4); акты о списании автотранспортных средств (ОС-4а); акты приемки-передачи оборудования в монтаж (ОС-15); акты приемки выполненных строительно-монтажных работ (форма С-2);

– учетные регистры: ведомости движения основных средств, бухгалтерские справки по движению основных средств, бухгалтерские справки отнесения начисленной амортизации по кодам затрат, инвентарные карточки учета объектов основных средств (ОС-6), бухгалтерские справки об остаточной стоимости в разрезе групп основных средств, ведомости начисления амортизации основных средств, ведомости-машинограммы по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др.;

– договоры поставки, купли-продажи, аренды, строительного подряда;

– протоколы инвентаризационной комиссии, инвентаризационные описи, ведомости переоценки основных средств, акты результатов переоценки основных средств;

– статистическая и бухгалтерская отчетность организации: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о составе средств и источниках их образования (форма № 2-ф), отчет о наличии и движении основных фондов (основных средств) и других нефинансовых активов (форма № 11), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете каждой операции.

Для этого в ходе проверки необходимо установить:

– целесообразность их строительства или приобретения и соблюдение нормативных сроков ввода в эксплуатацию основных средств;

– создана ли в организации комиссия по приему основных средств;

– своевременность и правильность документального оформления поступления (ввода в эксплуатацию) объектов основных средств;

– правильность постановки на учет драгоценных металлов в составе вновь поступивших основных средств;

– полноту и своевременность оприходования объектов основных средств и реальность их оценки;

– правильность налогообложения операций, связанных с поступлением основных средств;

– достоверность отражения в учете операций, связанных с поступлением основных средств;

– учитываются ли на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» объекты основных средств, взятые в аренду.

В ходе проверки необходимо выяснить своевременность и правильность документального оформления поступивших основных средств, наличие технической документации на передаваемые объекты и основные виды оборудования этих объектов, установить факты несвоевременного документального оформления поступивших объектов, их причины и виновных в этом должностных лиц.

Своевременность оприходования основных средств определяют путем сопоставления даты оприходования по счету 01 «Основные средства» с датами, указанными в первичных документах.

Далее проверяющий должен уделить внимание проверке правильности оценки основных средств, что определяют на основании первичных документов на поступление или строительство основных средств, при этом необходимо убедиться:

– правильно ли указана первоначальная стоимость в актах о приемке-передаче основных средств;

– включены ли в первоначальную стоимость объекта основных средств расходы по его монтажу и доставке в организацию;

– правильно ли определена инвентарная стоимость введенных в эксплуатацию объектов строительства;

– правильно ли отражена дополнительная стоимость после достройки и дооборудования объектов, уменьшение стоимости при их частичной ликвидации или реконструкции;

– в наличии актов экспертизы оценки имущества при внесении основных средств в счет вклада в уставный фонд.

Проверяя операции, связанные с поступлением основных средств, ревизору необходимо обратить внимание на правильность отражения этих операций в учете. При этом надо помнить, что все затраты, связанные со строительством, реконструкцией и приобретением готовых объектов основных средств, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента ввода объектов основных средств в эксплуатацию. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в разрезе субсчетов.

Документальной проверке подлежат также операции по выбытию основных средств (продажа, безвозмездная передача, физический износ, частичная или полная ликвидация и др.).

В каждом отдельном случае необходимо проверить:

– обоснованность отчуждения государственной собственности;

– обоснованность и правильность оценки реализованного имущества;

– соблюдение установленного порядка списания пришедшего в негодность государственного имущества;

– обоснованность ликвидации основных средств и правильность документального оформления;

– полноту оприходования материалов, полученных от ликвидации объекта, в том числе драгоценных материалов, правильность их оценки;

– правильность документального оформления и отражения в учете затрат по ликвидации основных средств;

– правильность оценки основных средств при передаче их в аренду (лизинг), правильность проведения при этом расчетов;

– обоснованность безвозмездной передачи государственного имущества в пользование организаций других ведомств и физических лиц;

– правильность определения налоговой базы для исчисления НДС по операциям, связанным с выбытием основных средств;

– правильность отражения в учете операций, связанных с реализацией и прочим выбытием основных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: