double arrow

И формирования уставного фонда

Учредительными документами коммерческих организаций являются устав и (или) учредительный договор. Проверку учредительных документов могут осуществлять как специалисты контролирующих органов, так и аудиторы.

Целью проверки учредительных документов является подтверждение законных оснований функционирования организации, правильности и полноты расчетов с учредителями.

Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи ревизии (аудита):

– подтвердить юридические основания на право функционирования организации;

– подтвердить правильность формирования уставного фонда организации;

– подтвердить правильность промежуточных и окончательных расчетов с учредителями;

– подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в части: величины и структуры уставного фонда, задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный фонд, наличия собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов;

– установить полноту и своевременность формирования уставного фонда;

– установить полноту и правильность расчетов с учредителями;

– установить правильность расчетов по денежным и неденежным вкладам;

– установить правильность, своевременность и полноту начисления, удержания и перечисления налогов при расчетах с учредителями.

Источниками информации для выполнения поставленных целей и задач проверки являются: учредительные документы, зарегистрированные изменения к учредительным документам; протоколы собраний учредителей (советов учредителей); выписки из годового собрания акционеров, выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей; выписки решений Совета директоров; переписка с учредителями и акционерами; свидетельство общереспубликанской регистрации; документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных предприятий; свидетельство о регистрации в органах статистики (присвоенный ОКЮЛП, ОКЭД, ОКПО, ОКОНХ); документы, подтверждающие внесение учредителями долей в уставный капитал в денежной и неденежной формах; акты оприходования имущества, переданного в неденежной форме в качестве взноса в уставный фонд; экспертная оценка неденежных вкладов в уставный фонд; отчетность организации и другие документы, связанные со спецификой деятельности субъекта хозяйствования.

При проверке учредительных документов необходимо установить:

– структуру управления организации и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений;

– своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были);

– виды экономической деятельности организации и наличие лицензий на лицензируемые виды деятельности;

– учредителей организации (юридических и физических лиц, иностранных участников), наличие соответствующих документов и сведений об учредителях (нотариально заверенные копии учредительных документов, коды, регистрация, паспортные данные (для физических лиц), заверенные копии выписок из торгового или коммерческого регистров соответствующего иностранного государства – для иностранного участника);

– размер уставного фонда и доли каждого учредителя;

– правильность оформления бухгалтерской документации и составление бухгалтерских проводок по формированию уставного фонда и др.

В ходе проверки необходимо установить, насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы для того, чтобы организация: начала функционировать, продолжала функционировать, прекратила функционировать.

Уставный фонд является объектом контроля как аудиторов, так и различных проверяющих органов и представляет собой совокупность вкладов учредителей (участников) в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Его формирование осуществляется по-разному в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы организации:
в акционерных обществах – за счет подписки на акции акционеров, на государственных и коммунальных унитарных предприятиях – за счет закрепленного за ними имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а в других организационно-правовых формах субъектов хозяйствования – за счет денежных и неденежных вкладов учредителей.

Цель проверки уставного фонда организации – подтвердить полноту и своевременность его формирования.

Источниками информации при проверке являются: учредительные документы, документы, подтверждающие внесение учредителями долей в уставный фонд в денежной и неденежной форме; акты оприходования имущества, переданного в неденежной форме, в качестве взноса в уставный фонд; экспертная оценка неденежных вкладов в уставный фонд; данные аналитического и синтетического учетов по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный фонд» и отчетность организации. В ходе проверки необходимо установить:

– размер уставного фонда и доли каждого учредителя;

– соблюдение требований законодательства и учредительных документов по выполнению обязательств учредителя по формированию уставного фонда;

– адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный фонд в неденежной форме;

– своевременность и полноту внесения учредителями своих долей в уставный фонд;

– правильность оформления документов по взносам в уставный фонд;

– организационно-правовую форму субъекта хозяйствования (АО, ООО, ОДО и т.п.);

– соотношение размера уставного фонда и чистых активов;

– правомерность внесенных изменений величины уставного фонда организации;

– правильность оформления бухгалтерской документации и составление бухгалтерских проводок по оформлению уставного фонда;

– соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный фонд»;

– учредительные документы проверяемой организации, содержащие сведения о ней (осуществляемые виды экономической деятельности, руководитель организации и т.д.);

– приказ об утверждении учетной политики организации;

– приложения к учетной политике организации: график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список должностей и лиц, имеющих право подписи первичных документов, список должностей и лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, и другие приложения к учетной политике организации;

– другие источники в зависимости от специфики проверяемой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: