1. Какой подход в кадровом менеджменте исторически был первым?
а) доктрина командного менеджмента;
б) доктрина научного менеджмента;
в) доктрина человеческих отношений;
г) доктрина концентрации индивидуальной ответственности.
2. Какой из принципов соответствует доктрине командного менеджмента?
а) взаимопомощь и взаимозаменяемость;
б) гуманизация трудовых отношений;
в) контроль и вознаграждение;
г) личная заинтересованность и персональная ответственность.
3. Стереотип о том, что работники – прирожденные лентяи характерен для менеджера по персоналу в рамках:
а) органической организационной культуры;
б) партиципативной организационной культуры;
в) бюрократической организационной культуры;
г) предпринимательской организационной культуры.
4. Какой из стереотипов характеризует работу менеджера по персоналу в партиципативной организационной культуре:
а) для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;
|
|
б) подавляющее большинство работников готовы напряженно трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;
в) работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;
г) властные полномочия редко кому-нибудь делегируются из-за опасений возможной ошибки.
5. Какой из стереотипов характеризует работу менеджера по персоналу в предпринимательской организационной культуре:
а) организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
б) работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;
в) индивидуумы достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды, если сама команда ясно представляет себе, к чему она стремится;
г) наиболее эффективный способ мотивации работников — вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации.
6. Что не является основной моделью кадрового менеджмента:
а) менеджер по персоналу как попечитель своих работников;
б) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации;
в) менеджер по персоналу как статист-учетчик персонала организации;
г) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам.
7. Что отличает управление человеческими ресурсами от кадрового менеджмента?
|
|
а) переориентация с нужд работников на потребности самой организации в рабочей силе;
б) более активная кадровая политика;
в) ответственность лежит на линейных менеджерах;
г) повышение эффективности инвестиций в работников;
д) наличие сильной корпоративной культуры;
е) все перечисленное.
8. Что предполагает роль «кадровый технолог» для менеджера по персоналу?
а) разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности;
б) профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации;
в) специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику;
г) организатор работы кадровых подразделений.
9. Если менеджер по персоналу является членом управленческой команды, отвечающим за разработку и реализацию кадровой стратегии, то его основная роль называется:
а) «Кадровый консультант»;
б) «Кадровый стратег»;
в) «Кадровый стратег»;
г) «Исполнитель».
10. Что из перечисленного относится к навыкам командной работы менеджера по персоналу?
а) результативность;
б) этичность;
в) уверенность в себе;
г) коммуникабельность.
11. По уровню осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий можно выделить следующие типы кадровой политики:
а) пассивную кадровую политику;
б) активную кадровую политику;
в) реактивную кадровую политику;
г) превентивную кадровую политику;
д) все ответы верны.
12. Активная кадровая политика означает, что:
а) политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации;
б) руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы;
в) руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса;
г) руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.
13. Если руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее, то такая кадровая политика называется:
а) авантюристическая;
б) мошенническая;
в) иррациональная;
г) волюнтаристская.
14. При открытой кадровой политике продвижение персонала организации:
а) свободно по служебной лестнице;
б) происходит в соответствии с планом развития персонала;
в) совсем не возможно;
г)затруднено из-за тенденции набора персонала.
15. В рамках закрытой кадровой политики обучение и развитие персонала:
а) проводится формально;
б) часто проводится во внешних центрах;
в) часто проводится во внутренних центрах;
г) совсем не проводится.
16. Какой из этапов построения кадровой политики следует за программированием?
а) мониторинг персонала;
б) нормирование.
17. Цель кадровой политики:
а) создание и поддержка системы движения кадровой информации;
б) обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров;
в) планирование потребности в трудовых ресурсах;
г) хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде.
18. Ликвидационная организационная стратегия при закрытой кадровой политике в краткосрочном периоде предполагает:
а) увольнение в первую очередь новых сотрудников;
б) проведение программ переподготовки;
в) оценку персонала с целью сокращения;
г) установление контактов с фирмами по трудоустройству.
19. Предпринимательская организационная стратегия при открытой кадровой политике в длительном периоде предполагает:
а) создание собственных (фирменных) институтов;
|
|
б) активная политика привлечения профессионалов;
в) планирование карьеры;
г) привлечение молодых перспективных профессионалов.
20. Какой фактор внешней среды оказывает влияние на разработку кадровой политики:
а) стиль руководства;
б) условия труда;
в) ситуация на рынке труда;
г) качественные характеристики трудового коллектива.
21. На стадии формирования организации основной задачей кадровой службы является:
а) определение направлений кадровой работы, представления о целях работы с персоналом;
б) сохранение корпоративной культуры;
в) снижение затрат на персонал;
г) подготовка к ликвидации организации.
22. Что необходимо учитывать в первую очередь при проектировании структуры управления персоналом?
а) уровень, на котором предполагается реализовывать управление персоналом;
б) штат службы управления персоналом;
в) основные задачи, решаемые службой управления персоналом;
г) все перечисленное.
23. Какие требования необходимо выполнять на стадии интенсивного роста организации, чтобы предотвратить размывание корпоративной культуры?
а) принимать на работу новых сотрудников, способных воспринять корпоративную культуру;
б) формализовать правила, символы и нормы поведения;
в) наказывать и увольнять сотрудников, отклоняющихся от норм корпоративной культуры
г) все перечисленное.
24. Расположите по порядку этапы процесса комплектования кадров:
а) поиск; - 1
б) наем; - 3
в) распределение по рабочим местам; - 4
г) отбор. – 2
25. Профессиограмма – это:
а)ожидаемый результат и требования, предъявляемые к нему;
б) документ, представляющий описание деятельности и ее места в организации;
в) требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю;
г) профессионально важные качества исполнителя.
26. Общая потребность в персонале определяется:
а) по нормам обслуживания;
б) по числу рабочих мест;
в) по объему продаж;
г) все перечисленное.
27. Дополнительная потребность в персонале может возникнуть:
а) в связи с расширением производства;
|
|
б) по числу рабочих мест;
в) по штатному расписанию;
г) по желанию руководителя.
28. Что относится к внешним причинам появления вакансий в организации?
а) ротация сотрудников;
б) болезнь сотрудника;
в) кадровые перемещения;
г) колебания спроса и предложения рабочей силы.
29. Что не относится к методам набора персонала из внутренних источников:
а) ротация;
б) внутренний конкурс;
в) реклама в СМИ;
г) совмещение профессий.
30. Правовые аспекты приема на работу должны рассматриваться с позиций соответствия:
а) трудовому договору между работником и работодателем;
б) правильному юридическому оформлению приема на работу;
в) испытательному сроку при приеме;
г) гарантиям при приеме на работу;
д) все перечисленное.
31. Что является преимуществом при привлечении сотрудников из внешних источников?
а) возможность выбора из большого числа кандидатов;
б) продолжение работы с сотрудниками, которые давно известны;
в) сокращение финансовых затрат;
г) возможность самореализации.
32. Что относится к нетрадиционным методам оценки персонала при приеме на работу?
а) собеседование;
б) тестирование;
в) «детектор лжи»;
г) анкетирование.
33. Ситуационное интервью призвано:
а) выяснить определенные факты биографии;
б) выявить умения действовать в различных ситуациях;
в) определить значимые для кандидата качества;
г) изучить действия и реакции кандидата в нестандартных случаях.
34. Метод отбора персонала, при котором претенденты помещаются в замкнутое пространство с целью перекрестного опроса специалистов, называется:
а) метода анкетирования;
б) метод тестирования;
в) психоаналитический метод;
г) метод «аквариума».
35. Что не является основным подходом при организации конкурса:
а) назначение;
б) выборы;
в) подбор;
г) отбор.
36. На каком этапе принимается решение о создании конкурсной комиссии?
а) на заключительном этапе конкурса;
б) на подготовительном этапе конкурса;
в) на основном этапе конкурса.
37. Какое отборочное мероприятие характерно для выборов:
а) психологическое тестирование;
б) ролевые игры;
в) публичное выступление;
г) собеседование.
38. Какие этапы анализа содержания работы выделяют с целью минимизации ошибок при найме:
а) анализ работы;
б) анализ требований к работнику;
в) анализ значимости требований к работнику;
г) разработка профиля требований к работнику;
д) все перечисленное.
39. Основной задачей этапа значимости требований к работнику является:
а) определение всех предпосылок, которым должен отвечать работник;
б) выбор критериев значимости требований к работнику;
в) разграничение элементов деятельности;
г) распознание на основе видимого незримого.
40. Какой из факторов влияет на профессиональную эффективность со стороны организации:
а) знания и квалификация руководителя;
б) способности работника;
в) отношение с руководством;
г) отношения с коллегами.
41. Какой из факторов влияет на профессиональную эффективность со стороны работника:
а) физические условия работы;
б) стиль руководства и практика управления;
в) обеспечение необходимыми ресурсами;
г) отношение к работе и организации со стороны значимых других.
42. Адаптация работников проводится с целью:
а) определения необходимых программ обучения;
б) назначения на должность;
в) облегчения вхождения работников в организацию;
г) подготовки к увольнению работника.
43. Расставьте по порядку этапы адаптации:
а) ориентация; - 2
б) оценка уровня подготовленности новичка; - 1
в) функционирование; - 4
г) действенная адаптация. – 3
44. Служебная адаптация предполагает:
а) приспособление к новым служебным отношениям;
б) приспособление к новому социальному статусу;
в) приспособление к новой профессии.
45. Оценка труда работников осуществляется с целью определения:
а) количества необходимых работников;
б) соответствия количества и качества труда требованиям производства;
в) размеров дополнительных выплат;
г)затрат на персонал.
46. Какие критерии используются для оценки персонала:
а) качество;
б) количество;
в) дисциплина;
г) лояльность;
д) все перечисленное.
47. Работник относится к категории «середняков», если:
а) работает стабильно, выполняет плановые показатели;
б) работает быстро, часто выполняет больший объем работ, чем запланировано;
в) работает медленно, необходимо подгонять;
г) очень быстрый и энергичный сотрудник.
48. Какой из критериев характеризует уровень дисциплинированности работника?
а) доволен тем, что работает в организации;
б) работа выполняется без ошибок, аккуратно и тщательно;
в) чрезвычайно надежен, всегда на работе и во время;
г) крайне негативно относится к организации.
49. С какой целью проводится повседневная оценка профессиональной деятельности?
а) для определения перспектив;
б) для обеспечения обратной связи;
в) для нагнетания напряжённости;
г) для отчетности.
50. Для определения перспективы и разработки совместных целей целесообразно оценку знаний осуществлять:
а) ежедневно;
б) периодически;
в) разово.
51. Письменные характеристики, как метод оценки персонала применяется:
а) при подготовке к аттестации, при решении вопросов о подготовке резерва;
б) для сравнения работников друг с другом;
в) для оценки работы специалистов или руководителей;
г) для исключения ошибки в оценке.
52. Для оценки степени развития у работника деловых качеств, склонностей к определенным видам профессионального поведения целесообразно использовать:
а) письменные характеристики;
б) заданное распределение;
в) шкалы оценок;
г) методы ранжирования.
53. Какие две основные цели преследует аттестация?
а) оценка эффективности труда работников и их соответствия занимаемой должности;
б) анализ межгрупповой сплоченности;
в) выявление перспективных сотрудников для их подготовки и продвижения;
г) выявление симпатий и антипатий в коллективе.
54. Для проведения аттестации соответствующим распоряжением создается:
а) комитет менеджеров;
б) аттестационная комиссия;
в) комитет работников;
г) согласительно-консультационный совет.