Память. Процессы и виды памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем.

Процессы памяти: 1) Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах: запечатление кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника. 2) Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация 3) Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу 4) Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала.

Виды памяти (классификация П.П. Блонского): 1) Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки; 2) Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств; 3) Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память; 4) Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания; 5) Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; 6) Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне; 7) Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала; 8) Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала; 9) Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную; 10) Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. Ее объем ограничен 5 – 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация; 11) Долговременная память обусловливается структурно-химически­ми изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь; 12) Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: