double arrow

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога. Требования к речи педагога

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Формы и виды речи: 1) Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной. Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени, излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной и пассивной. Оба эти термина, конечно условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат); 2) Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.

Требования к речи педагога: 1) Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи; 2) Выразительность – речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика; 3) Грамотность речи – правильная, нормативная речь преподавателя должна быть образцом, как надо говорить; 4) Экспрессивность речи – данный показатель должен быть умеренным; 5) Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта; 6) Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации – преподавателю надо следить, чтобы рассуждения были логичны, последовательны, доказательные. Кроме того, известно, что логичность изложения зависит не только от психоэмоционального состояния преподавателя, но и от уровня его интеллекта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: