Тема 5. Земельный налог

Цель лекции: изучить основы построения земельного налога

Основные вопросы:

1.Экономическое содержание земельного налога, его развитие и роль в налоговой системе Казахстана.

2.Плательщики земельного налога.

3. Объект налогообложения и налоговая база. Определение объекта обложения в отдельных случаях.

4. Налоговые ставки. Особенности исчисления земельного налога по различным категориям земель целевого назначения в РК.

5. Сроки и порядок уплаты земельного налога. Налоговый период и налоговая отчетность.

1. В целях налогообложения в Казахстане все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к следующим категориям:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения (далее - земли промышленности);

земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (далее земли особо охраняемых природных территорий);

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается законодательным актом Республики Казахстан о земле.

Налогообложению не подлежат следующие категории земель:

земли особо охраняемых природных территорий;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

В соответствии с законодательством РК объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании.

Размер земельного налога не зависит от результатов деятельности землепользователей и исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (в том числе иностранные), имеющие земельные участки. Основанием для установления и взимания земельного налога являются:

1) документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного землепользования, праве о безвозмездного временного землепользования;

2) данные государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.

Не являются плательщиками земельного налога:

1. Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида детства - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, включая строения и сооружения при нем; придомовым земельным участкам; земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройкой; земельным участкам, занятым под гаражами.

2. Многодетные матери, удостоенные звания "Мать-героиня", награжденные подвеской "Алтын алка", - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, включая строения и сооружения при нем, и придомовым земельным участкам.

Если налогоплательщик, которому предоставлена льгота по земельному налогу, передает в пользование или аренду земельные участки, то он не освобождается от уплаты налога на землю. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка. Земельный налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления налогоплательщику земельного участка. В случае прекращения права владения или права пользования земельным участком, земельный налог исчисляется за фактический период пользования земельным участком.

Также от уплаты земельного налога, осво­бождаются:

1) плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) организации, содержащиеся только за счет государственного бюджета;

3) недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима;

4) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;

7) религиозные объединения.

2. Согласно налоговому законодательству Республики Казахстан существуют определенные базовые ставки на земли, которые зависят от тех или иных отличительных свойств земли. В частности, в Налоговом кодексе в зависимости от бонитировки почв, то есть оценки по главным признакам плодородия присваиваются баллы, определяемые соответственно величине "нормальной урожайности» При бонитировке почв объектом являются почвенные разновидности пашни (или их группа) и пашня в целом Основой оценки служит уже отмеченный показатель «нормальной урожайности», рассчитанный по уравнениям регрессии и показывающий, какой уровень урожайности сельскохозяйственных культур можно получить с той или иной разновидности почвы и пашни в целом. По общепринятым правилам самая плодородная почва и пашня в целом принимается за 100 баллов Знание данных обстоятельств весьма важно для нашей республики, поскольку сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей экономики. Поэтому в налоговом кодексе приводится и дифференциация базовых налоговых ставок на земли.

Базовые ставки могут быть понижены или повышены местными представительными органами на основании проектов (схем) зонирования земель, но не более, чем на 50%. При этом запрещается понижение или повышение ставок земельного налога индивидуально для отдельных налогоплательщиков.

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на 1 кв. метр площади и дифференцируются, во – первых, по городам и видам населенных пунктов, а во – вторых, назначения того или иного земельного участка жилищным или нежилым фондом. При этом ставки на жилщный фонд значительно ниже ставок нежилого фонда. Самые высокие базовые ставки установлены на г. Алматы, самые низкие на поселки и аулы.

Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам:

1) Для городов Астаны, Алматы и др. городов областного значения:

- При площади до 1000кв.м. включительно – 0,20 тенге за кв. метр;

- На площадь, превышающую 1000 кв.м. – 6,00 тенге за кв.м.

2) Для остальных населенных пунктов:

- При площади до 5000кв.м. включительно – 0,20 тенге за кв. метр;

- На площадь, превышающую 5000 кв.м. – 1,00 тенге за кв.м.

Придомовым земельным участком является часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома и не занятая жилищным фондом, в т.ч. строениями и сооружениями при нем.

Земли населенных пунктов, занятые под автостоянки и автозаправочные станции подлежат налогообложению по базовым ставкам земель населенных пунктов, увеличенным в 10 раз.

Земли населенных пунктов, отведенные под территории рынков, на которых непосредственно размещены торговые места, определенные местным исполнительным органом, подлежат также налогообложению по базовым ставкам земель населенных пунктов, увеличенным в 10 раз. Остальная территория рынков, занятая зонами обслуживания рынков, облагается в общеустановленном порядке.

Земли населенных пунктов общего пользования (земли занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и др. объектами) земельным налогом не облагаются.

Базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назна­чения устанавливаются в расчете на один гектар и дифференцируются по каче­ству почв. Дифференциация ставок земельного налога в зависимости от качества и местоположения земельного участка и структуры всех земельных угодий в районе обуславливает различия в размерах платежа с 1 совокупного гектара сельхозугодий.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственно­го назначения (включая шахты, карьеры и их санитарно-защитные, технические и иные зоны), расположенные в черте населенных пунктов, но за пределами селитебной территории, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным для земель населенных пунктов, сниженным до семидесяти процентов.

В зависимости от транспортной доступности участка, архитектурно-художественной и ландшафтной ценности застройки, состояния окружающей среды, микроклиматических и санитарно-гигиенических условий, подверженности территории разрушительным воздействиям природных, сил, развитости центров культурно-бытового обслуживания населения и других факторов разработаны схемы зонирования населенных пунктов, которые являются основой для установления поправочных коэффициентов к базовым ставкам земельного налога. Базовые ставки налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения устанавливаются в расчете на один гектар пропорционально баллам бони­тета.

3. Юридические лица обязаны уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу в сроки не позднее 20 чисел февраля, мая, августа, ноября.

Для физических лиц — граждан земельный налог рассчитывается налоговым органом, исходя из установленных ставок налога и налоговой базы Гражданами Республики Казахстан, данный вид налога уплачивается не позднее 1 октября в соответствии с врученными им налоговыми органами платежными извещениями с указанием суммы налога и срока уплаты

Вопросы для самоконтроля

1.Экономическое содержание земельного налога, его развитие и роль в налоговой системе Казахстана.

2.Плательщики земельного налога.

3. Объект налогообложения и налоговая база. Определение объекта обложения в отдельных случаях.

4. Налоговые ставки. Особенности исчисления земельного налога по различным категориям земель целевого назначения в РК.

5. Сроки и порядок уплаты земельного налога. Налоговый период и налоговая отчетность

Рекомендуемая литература

1. Мельников В.Д. Финансы. Учебник.-Алматы: ТОО «Print-S», 2011 год.

2. В.И. Скала Налогообложение физических лиц в РК. Практическое пособие. Алматы, ЛЕМ, 2008

3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. (с изменениями и дополнениями)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: