Цель лекции: изучить особенности применения специальных налоговых режимов
Основные вопросы:
1. Общие положения по специальному налоговому режиму для юридических лиц - производителей сельхозпродукции.
2. Налоговый период. Порядок выдачи патента. Порядок исчисления налогов, включенных в расчет стоимости патента.
Одним из таких методов является механизм специальных налоговых режимов аграрного сектора экономики.
Ø специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Ø специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции.
Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов (далее - специальный налоговый режим) предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства.
|
|
Специальный налоговый режим распространяется на:
1) деятельность юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) по:
производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства;
производству продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом (начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства;
2) деятельность сельских потребительских кооперативов по:
реализации сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами - членами (пайщиками) данных кооперативов;
переработке сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами - членами (пайщиками) данных кооперативов, и реализации продукции, полученной в результате переработки данной продукции.
к сельским потребительским кооперативам относятся сельские потребительские кооперативы:
1) членами (пайщиками) которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства;
2) не менее 90 процентов совокупного годового дохода которых составляют доходы, подлежащие получению (полученные) в результате осуществления деятельности.
Вопросы для самоконтроля
|
|
1. Содержание специальных налоговых режимов.
2. Порядок уплаты
Рекомендуемая литература
4. Мельников В.Д. Финансы. Учебник.-Алматы: ТОО «Print-S», 2011 год.
5. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
6. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. (с изменениями и дополнениями)
Тема 18. Сборы, пошлины и платежи.
Цель лекции: изучить основы уплаты сборов, пошлин и план, предусмотренных налоговым законодательством РК
Основные вопросы:
1. Понятие "сбор" и его принципиальное отличие от налогов, пошлин и платежей.
2. Виды сборов в налоговой системе Казахстана и их роль в формировании территориальных бюджетов.
3. Платы в налоговой системе Казахстана, их экономическое содержание, отличительные признаки, особенности применения.
4.Государственная пошлина: экономическая природа, необходимость применения и практика исчисления.
В НК РК «другие обязательные платежи – это обязательные отчисления денег в виде уплаты сборов, плат и пошлин в бюджет, производимых в определенных размерах».
Характеризуя налоговую систему в целом, необходимо иметь достаточное представление о сущности каждого вида других обязательных платежей, т.к. этим понятиям присущи специфические особенности, которые связаны с определенными операционными циклами, источниками уплаты и др. факторами, которые необходимо принять во внимание.
Сборы — это разовые платежи, дающие определенное право или разрешение для юридических или физических лиц от государства.
Отличительной особенностью сборов является то, что они уплачиваются в бюджет в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то действия. При этом суммы сбора исчисляются по ставкам, установленным Правительством РК, и вносятся в бюджет по месту осуществления регистрации. Их уплата производится до подачи соответствующих документов в регистрирующий орган. Суммы сбора исчисляются по ставкам, установленным Правительством РК, вносятся в бюджет по месту осуществления регистрации. Вступление в отношения с государством носит для юридического или физического лица не принудительный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Кроме этого, такие отношения по поводу сбора носят однократный характер.
Сбор уплачивается путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, в бюджет либо наличными деньгами на основании бланков строгой отчетности в специальных пунктах уполномоченного органа.
Форма бланков строгой отчетности и порядок зачисления в бюджет сумм сбора, внесенных наличными деньгами, устанавливаются Министерством финансов Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Возврат уплаченных сумм не производится (кроме случаев отказа лиц, уплативших сбор, от совершения регистрации до подачи документов в регистрирующий орган).
Плата – это возмездный, эквивалентный платеж, в основе которого лежат гражданско – правовые отношения между государством и плательщиком по поводу разрешения использования каких – либо государственных ресурсов или разрешения проведения какой – либо деятельности. В настоящее время в Казахстане действуют следующие виды платы (табл. 2).
Плата взыскивается вне зависимости от стоимости оказываемых плательщику услуг и уплачивается за выгоду, получаемую индивидом.
Исчисление платы производится представительным органом на основе расчетов уполномоченных органов. В зависимости от разновидности платы базовые ставки устанавливаются Правительством РК, а местные исполнительные органы имеют право повышать размеры отдельных видов плат. Возврат уплаченных сумм платы не производится.
|
|
Государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый в государственный бюджет за совершение юридически значимых действий и выдачу документов уполномоченными гос. органами или должностными лицами.
Плательщиками гос. пошлины являются юр. и физ. Лица, обращающиеся в гос. органы по поводу совершения юридически значимых действий и выдачи документов.
Ставки гос. пошлины установлены НК РК в фиксированном размере (в %-х) и применяются к МРП установленному на день уплаты гос. пошлины.
Уплаченная гос. пошлина может быть возвращена в следующих случаях:
1) при внесении пошлины в размере большем, чем требуется;
2) отказа от совершения каких либо юридических действий.
Заявление о возврате гос. пошлины рассматривается налоговым органом только при наличии документов, подтверждающих уплату гос. пошлины, а также документов, подтверждающих причины возврата в оригинале, в течение года после уплаты.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие "сбор" и его отличие от налогов, пошлин и платежей.
2. Виды сборов в налоговой системе Казахстана
3. Экономическое содержание платы.
4. Экономическая природа государственной пошлины
Рекомендуемая литература
1. Мельников В.Д. Финансы. Учебник.-Алматы: ТОО «Print-S», 2011 год.
2. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. (с изменениями и дополнениями)