Тема 17. Специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов

Цель лекции: изучить особенности применения специальных налоговых режимов

Основные вопросы:

1. Общие положения по специальному налоговому режиму для юридических лиц - производителей сельхозпродукции.

2. Налоговый период. Порядок выдачи патента. Порядок исчисления налогов, включенных в расчет стоимости патента.

Одним из таких методов является механизм специальных налоговых режимов аг­рарного сектора экономики.

Ø специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ø специальный налоговый режим для юридических лиц - произво­дителей сельскохозяйственной продукции.

Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов (далее - специальный налоговый режим) предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства.

Специальный налоговый режим распространяется на:

1) деятельность юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) по:

производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

производству продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом (начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

2) деятельность сельских потребительских кооперативов по:

реализации сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами - членами (пайщиками) данных кооперативов;

переработке сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами - членами (пайщиками) данных кооперативов, и реализации продукции, полученной в результате переработки данной продукции.

к сельским потребительским кооперативам относятся сельские потребительские кооперативы:

1) членами (пайщиками) которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства;

2) не менее 90 процентов совокупного годового дохода которых составляют доходы, подлежащие получению (полученные) в результате осуществления деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание специальных налоговых режимов.

2. Порядок уплаты

Рекомендуемая литература

4. Мельников В.Д. Финансы. Учебник.-Алматы: ТОО «Print-S», 2011 год.

5. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

6. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. (с изменениями и дополнениями)

Тема 18. Сборы, пошлины и платежи.

Цель лекции: изучить основы уплаты сборов, пошлин и план, предусмотренных налоговым законодательством РК

Основные вопросы:

1. Понятие "сбор" и его принципиальное отличие от налогов, пошлин и платежей.

2. Виды сборов в налоговой системе Казахстана и их роль в формировании территориальных бюджетов.

3. Платы в налоговой системе Казахстана, их экономическое содержание, отличительные признаки, особенности применения.

4.Государственная пошлина: экономическая природа, необходимость применения и практика исчисления.

В НК РК «другие обязательные платежи – это обязательные отчисления денег в виде уплаты сборов, плат и пошлин в бюджет, производимых в определенных размерах».

Характеризуя налоговую систему в целом, необходимо иметь достаточное представление о сущности каждого вида других обязательных платежей, т.к. этим понятиям присущи специфические особенности, которые связаны с определенными операционными циклами, источниками уплаты и др. факторами, которые необходимо принять во внимание.

Сборы — это разовые платежи, дающие определенное право или разрешение для юридических или физических лиц от государства.

Отличительной особенностью сборов является то, что они уплачиваются в бюджет в связи с совершением государственным органом в пользу плательщи­ка какого-то действия. При этом суммы сбора исчисляются по ставкам, установ­ленным Правительством РК, и вносятся в бюджет по месту осуществления регистрации. Их уплата производится до подачи соответствующих документов в регистрирующий орган. Суммы сбора исчисляются по ставкам, установлен­ным Правительством РК, вносятся в бюджет по месту осуществления регистра­ции. Вступление в отношения с государством носит для юридичес­кого или физического лица не принудительный характер, поскольку добро­вольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено упла­той сбора. Кроме этого, такие отношения по поводу сбора носят однократный характер.

Сбор уплачивается путем перечисления через банки или организации, осу­ществляющие отдельные виды банковских операций, в бюджет либо наличны­ми деньгами на основании бланков строгой отчетности в специальных пунктах уполномоченного органа.

Форма бланков строгой отчетности и порядок зачисления в бюджет сумм сбора, внесенных наличными деньгами, устанавливаются Министерством фи­нансов Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным государствен­ным органом.

Возврат уплаченных сумм не производится (кроме случаев отказа лиц, уплативших сбор, от совершения регистрации до подачи документов в регистри­рующий орган).

Плата – это возмездный, эквивалентный платеж, в основе которого лежат гражданско – правовые отношения между государством и плательщиком по поводу разрешения использования каких – либо государственных ресурсов или разрешения проведения какой – либо деятельности. В настоящее время в Казахстане действуют следующие виды платы (табл. 2).

Плата взыскивается вне зависимости от стоимости оказываемых плательщику услуг и уплачивается за выгоду, получаемую индивидом.

Исчисление платы производится представительным органом на основе расчетов уполномоченных органов. В зависимости от разновидности платы базовые ставки устанавливаются Правительством РК, а местные исполнительные органы имеют право повышать размеры отдельных видов плат. Возврат уплаченных сумм платы не производится.

Государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый в государственный бюджет за совершение юридически значимых действий и выдачу документов уполномоченными гос. органами или должностными лицами.

Плательщиками гос. пошлины являются юр. и физ. Лица, обращающиеся в гос. органы по поводу совершения юридически значимых действий и выдачи документов.

Ставки гос. пошлины установлены НК РК в фиксированном размере (в %-х) и применяются к МРП установленному на день уплаты гос. пошлины.

Уплаченная гос. пошлина может быть возвращена в следующих случаях:

1) при внесении пошлины в размере большем, чем требуется;

2) отказа от совершения каких либо юридических действий.

Заявление о возврате гос. пошлины рассматривается налоговым органом только при наличии документов, подтверждающих уплату гос. пошлины, а также документов, подтверждающих причины возврата в оригинале, в течение года после уплаты.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие "сбор" и его отличие от налогов, пошлин и платежей.

2. Виды сборов в налоговой системе Казахстана

3. Экономическое содержание платы.

4. Экономическая природа государственной пошлины

Рекомендуемая литература

1. Мельников В.Д. Финансы. Учебник.-Алматы: ТОО «Print-S», 2011 год.

2. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. (с изменениями и дополнениями)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: