Содержание учебного материала

Основные черты и главные направления средневековой философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А.Блаженного и Ф.Аквинского. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога.

Методические указания

Эпоха Средних веков традиционно датируется с V по XV вв. н.э. При изучении данной темы следует уяснить, что в этот период в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия, поэтому практически все философские учения были связаны с осмыслением основных религиозных догм, которые провозглашали божественное сотворение мира и основные характеристики божества. Основной задачей философии в рассматриваемый период считается поиск доказательств бытия Бога, а её главная черта - теоцентризм. Одной из центральных проблем Средневековой философии являлась проблема соотношения единичного и общего, что отражает борьба номинализма и реализма. На этот вопрос стоит обратить внимание. Выдающимися философами – богословами этого периода являются А.Августин Блаженный и Фома Аквинский. Разбирая содержание темы, можно воспользоваться планом и таблицей 2:

План: Философия Средних веков

1. Учение А.Августина Блаженного (патристика)

2. Философские взгляды Ф.Аквинского (схоластика)

3. Средневековое свободомыслие (П. Абеляр, Ж. Порретанский, С.Брабантский и др.)

4. Философские учения стран Востока в Средние века

Таблица 2 Развитие философской мысли

Эпоха периоды Предста- вители Школы, направления, учения, их содержание Представления о Вселенной, Космосе, Природе, Боге; строении и законах развития мироздания Представления о Человеке, обществе, государстве Представления о знании и познании
6. 1. Философия Средних веков: 7. -период 8. патристики 9. -период 10. схоластики          

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой характер носила философия Средних веков и что это значило?

2. Какие философские учения сложились в эпоху Средневековья?

3. Что понималось под бытием в рассматриваемую эпоху?

4. Основные проблемы и представители периодов патристики и схоластики.

5. В чем смысл учения «О граде Божьем и граде Земном»?

6. Чем отличается реализм от номинализма?

Литература:

1, Гл IV, § 4;

2, С. 46 - 51;

3, С. 54.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: