Студент должен знать:
- основы философской и религиозной картин мира в философских учениях эпохи Возрождения
- сущность процесса познания в философских учениях эпохи Возрождения
- место философии в эпоху Возрождения
Студент должен уметь:
- анализировать содержание философских школ и учений эпохи Возрождения
Содержание учебного материала
Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Выдающиеся мыслители эпохи Возрождения, их учения. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.
Методические указания
Значительным периодом в истории Западной Европы является эпоха Возрождения (XIV
– XVI вв.). Это время зарождения и развития новых экономических и социально-политических отношений, научных открытий и изобретений. Особенно следует обратить внимание на характер философской мысли, основой которого стал гуманизм – прославление человека, его огромного потенциала, его предназначения на Земле. Основной чертой философии рассматриваемой эпохи стал антропоцентризм. В это время изменяется отношение к религии и церкви, рассматривая этот вопрос надо рассмотреть сущность реформации и его роль в духовном развитии европейского общества. Эпоха Возрождения представлена выдающимися мыслителями – Ф. Петрарка, Данте Алигьери, Э. Роттердамский, Н. Кузанский, Д. Бруно, Г.Галилей, Н.Коперник, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Н. Макиавелли, Т. Кампанелла и др. Суть их учений можно разобрать, воспользовавшись таблицей 2:
|
|
Таблица 2 Развитие философской мысли
Эпоха периоды | Предста- вители | Школы, направления, учения, их содержание | Представления о Вселенной, Космосе, Природе, Боге; строении и законах развития мироздания | Представления о Человеке, обществе, государстве | Представления о знании и познании |
11. 1. Философия эпохи Возрождения |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой характер носила философия эпохи Возрождения и что это значило?
2. Ценности какой эпохи возрождала рассматриваемая эпоха?
3. Какие проблемы решала философия эпохи Возрождения?
4. Что такое реформация и какую роль она сыграла в духовном развитии европейского общества?
5. В чем суть гуманизма, кого считают родоначальником этого учения?
6. Как изменилось представление об устройстве мира, Вселенной, Природы в эпоху Возрождения? В каких учениях это отразилось?
Литература:
1, Гл IV, § 5;
2, С. 52 – 54.