Пользовательский режим (или гибко настраиваемый режим)

Обозначается латинскими буквами «C» (аббр. от англ. «custom» – досл. «изготовленный на заказ») или «U» (аббр. от англ. «user» – «пользовательский»), цифрами «1», «2» и так далее, а также словами «Custom» или «User». Часто, буквы и цифры в обозначении комбинируются: «C1», «C2», «C3» или «U1», «U2» и так далее.

Реализуется во многих моделях зеркальных и беззеркальных системных камер.

Позволяет фотографу быстро переключаться между различными наборами значений съёмочных параметров и изменяемых параметров фотоаппарата.

Чтобы воспользоваться рассматриваемым режимом фотографу необходимо установить желаемые значения одного или нескольких параметров, затем сохранить набор выбранных значений в памяти камеры, используя специальные команды в меню. Каждому набору может соответствовать обозначение на колесе выбора съёмочных режимов (рис. 1 в начале четвёртого раздела) или в меню фотоаппарата. Таким образом, пользователь может активировать заранее определённый и сохранённый набор значений с помощью колеса выбора съёмочных режимов и\или дополнительных элементов управления.

Количество сохраняемых наборов зависит от модели фотоаппарата. Например, в камерах Canon EOS-6D и Nikon D610 я могу сохранить по два набора, в Pentax K-5 II – пять наборов, в Sony Alfa99, Canon EOS-5D Mark III и Canon EOS-1D X – по три набора.

Приведу пример использования данного режима из личной практики.

Я фотографирую мероприятие. БОльшую часть времени снимаю репортаж в зале, освещаемом лампами постоянного света. Периодически делаю постановочные снимки в соседнем помещении, применяя импульсные источники света.

Из-за низкой интенсивности общего освещения я вынужден снимать репортаж с малыми значениями диафрагмы и с большими значениями чувствительности, которые фотоаппарат выбирает из некоторого заданного мной диапазона. Также, в репортажной съёмке я «прошу» камеру определять баланс белого самостоятельно из-за того, что в различных точках помещения цветовая температура света меняется.

О цветовой температуре и балансе белого я веду речь в седьмой части «основ».

Постановочные снимки я создаю с другими значениями тех же параметров: увеличиваю значение диафрагмы, указываю точное значение цветовой температуры (определяю баланс белого «вручную») и устанавливаю базовое значение чувствительности (100 ISO).

Чтобы быстро реагировать на изменение условий съёмки, я предварительно сохранил в памяти камеры каждый набор значений. Перед фотографированием репортажа, вращая колесо выбора съёмочных режимов, я активирую один набор, а перед съёмкой постановочных фотографий – другой набор. Помимо выигрыша во времени я «свожу на нет» вероятность возникновения ситуации, когда при изменении условий съёмки забываю установить новое значение важного параметра.

Пользовательский режим имеет комплексное управление. С помощью колеса выбора съёмочных режимов фотограф может как активировать рассматриваемый режим, наравне с другими режимами съёмки, так и выбирать заранее сохранённый набор значений. А с помощью специальных команд в меню фотоаппарата предварительно сохранять набор значений под тем или иным обозначением.

Однако, в некоторых моделях камер, например, K-5 II производителя Pentax, пользовательский режим включается с помощью традиционного колеса, а наборы доступны для выбора с помощью навигационных клавиш-«стрелок» или основного колеса управления. С помощью меню указанной модели фотоаппарата каждый набор можно обозначить не просто цифрой или буквой, а содержательным словом, например: «Репортаж», «Постановка», «Проводка» и прочим.

Если пользователь фотографирует в любом не автоматическом режиме, то у него появляется возможность сохранить в памяти камеры широкий набор текущих значений съёмочных параметров и изменяемых параметров фотоаппарата, а также предпочитаемый съёмочный режим (обычно, любой кроме одного из автоматических). При этом, сохранённые наборы остаются в памяти после выключения-включения фотоаппарата.

В примере выше в зависимости от условий съёмки я изменял всего три параметра. Я мог бы дополнительно учесть режим экспозамера, режим выбора фокусировочного датчика, режим автофокуса, формат сохраняемого на карту памяти изображения, степень уменьшения цифрового шума и так далее. Это позволило бы мне сэкономить время на перенастройку фотоаппарата. Полный список учитываемых параметров содержит руководство к конкретной модели фотоаппарата.

Следует отличать пользовательский режим съёмки от функции, реализующей похожие возможности.

Такая функция учитывает более узкий, в сравнении с пользовательским режимом, набор параметров, который в инструкциях к камерам, часто, называется «банком». Выбор одного из «банков» осуществляется с помощью общих элементов управления, а не отдельного элемента, например, колеса выбора съёмочных режимов.

Функция едва ли учитывает съёмочный режим, в котором предпочитает фотографировать пользователь, текущие выдержку и значение диафрагмы, режим спуска затвора, режим автофокуса и другие съёмочные параметры. Поэтому она была бы малополезной в съёмочной ситуации из примера выше.

В некоторых моделях камер, например, в D3, D4 и D700 производства Nikon, данная функция замещает пользовательский съёмочный режим.

Здесь я завершаю описание пользовательского режима съёмки и, одновременно, группы ручных режимов. Далее рассмотрю группу специальных режимов.




double arrow
Сейчас читают про: