Основные инструменты и механизмы государственной политики в инновационной сфере в городе Москве

Закон г. Москвы от 07.07.2004 N 45 (ред. от 30.11.2005) "Об инновационной деятельности в городе Москве". Инновационная политика города Москвы - скоординированный комплекс мер органов государственной власти города Москвы, направленный на законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной деятельности и учитывающий инновационную политику федеральных органов государственной власти, интересы субъектов науки и производства и приоритетные проблемы социально-экономического развития города Москвы. Она разрабатывается Правительством Москвы на среднесрочный и долгосрочный периоды в соответствии с показателями и положениями Программы социально-экономического развития города Москвы. По данным рейтинга «Innovation Cities™ Top 100 Index» Москва находится на 97 месте из 100 проанализированных городов. При этом город имеет значительный потенциал для развития инноваций. По данным PricewaterhouseCoopers, среди крупнейших городов мира город Москва занимает 4 место по показателю количества людей с высшим профессиональным образованием и является безусловным лидером по количеству вузов и численности студентов в России. Москва продолжает сохранять статус крупного научного центра мирового значения (более 22% от числа организаций России, для которых основным видом деятельности является выполнение исследований и разработок). Внутренние затраты на НИОКР Москвы ежегодно растут. В городе Москве также сосредоточены значительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на стимулирование спроса на инновационную продукцию. На территории города Москвы действуют около десяти бизнес-инкубаторов, технопарков и технико-внедренческих зон (технопарк Digital October, технопарк «Слава», технопарк «Строгино», бизнес-инкубатор Высшей школы экономики, бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград»). Важным конкурентным преимуществом города Москвы также является сосредоточение в городе институтов инновационного развития, таких как «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инновационный центр «Сколково» и другие.
Согласно рейтингу «Cities of Opportunity 2011» среди крупнейших городов мира по интеллектуальному капиталу и инновациям Москва заняла лишь 17 место, отстав от таких городов как Стокгольм, Торонто, Нью-Йорк. В Москве снижается число научных организаций и работников, выполняющих исследования и разработки (в 1995 году – 21 тыс., в 2009 году - 4,3 тыс.) Численность занятых исследованиями и разработками за этот период также сократилась (1995 год – 575 тыс. чел., 2009 год – 261 тыс. чел.). Низкий уровень финансирования НИОКР. Общее количество поданных патентных заявок на изобретения существенно меньше мирового уровня. Показатель Москвы за 2012 год является лучшим в РФ и составляет 12252 ед. Низкая коммерциализация результатов НИОКР. Запатентованные изобретения не востребованы и не внедряются в промышленное производство.
11 октября 2011 года на заседании Правительства Москвы была принята программа «Стимулирование экономической активности» на 2012–2016 годы, направленная на достижение уровня экономического и социального развития города, характерного для государств с развитой экономикой. Подпрограмма «Москва – инновационная столица России» на 2012–2016 гг.» стала составной частью общей Программы. Цель подпрограммы: достижение городом Москвой не менее чем 20-й позиции среди ведущих инновационных городов Европы и не менее чем 50-й позиции среди ведущих инновационных городов мира за счет реализации значительного потенциала в области инноваций. Основные ограничивающие факторы развития инновационной системы города Москвы:

- низкий уровень информированности о существующей инновационной инфраструктуре;

- недостаточный уровень предпринимательской активности исследователей и населения в целом;

- низкий уровень доступности программ поддержки инновационной деятельности;

- некачественная работа объектов инновационной инфраструктуры;

- незначительная доля инновационной продукции в государственных закупках, как городских, так и федеральных;

- низкая инновационная активность в науке и промышленности, в том числе в части адаптации зарубежных и разработке собственных технологий;

- отсутствие региональной политики стимулирования инновационной активности.

Приоритеты города Москвы в области стимулирования инновационной активности:

- формирование инновационной экосистемы города Москвы;

- содействие опережающему развитию высокотехнологичных секторов экономики города Москвы;

- содействие осуществлению в организациях города Москвы научных исследований и разработок в приоритетных направлениях развития науки и техники;

- развитие устойчивых внутренних, межрегиональных и международных кооперационных связей организаций науки, промышленности, высших образовательных учреждений;

- создание благоприятной деловой среды для развития инновационной деятельности.

Задачи подпрограммы и инструменты и механизмы решения:

· Стимулирование инновационной активности в городе Москве. Апробация инновационных решений через запуск пилотных проектов (строительство отрезка современной транспортной магистрали, замена автобусов на электробусы, установка ультрасовременных остановок общественного транспорта, создание «умных домов», оснащение магазинов системами бесконтактных радиочастотных датчиков и другие); освещение в средствах массовой информации мероприятий связанных с популяризацией различных аспектов инновационной деятельности, в том числе форумов, конгрессов и выставок по инновациям; развитие Интернет-портала города Москвы об инновационной деятельности.

· Создание эффективной системы поддержки субъектов инновационной деятельности. Создание Центра инновационного развития в 2012 году для разработки и реализации государственных программ развития высокотехнологичных секторов экономики города. Направлен:

o на повышение инвестиционной привлекательности Москвы для инновационного бизнеса и рост объема инвестиций в реализацию инновационных проектов на территории города,

o увеличение доли высокотехнологичных и инновационных производств в ВРП Москвы, рост числа высокопроизводительных рабочих мест в экономике города;

o повышение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в Москве,

o создание условий для максимально эффективного применения инновационных продуктов с целью обеспечения комфорта, безопасности горожан, улучшения экологической ситуации и многих других параметров для повышения качества жизни людей при сокращении бюджетных затрат.

· Развитие современной и доступной инновационной инфраструктуры. Предполагается финансирование создания и развития инфраструктуры особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» и территории инновационного развития «Москвич».

· Стимулирование спроса на инновационную продукцию. Создание и развитие информационно-аналитического портала города Москвы об инновационной деятельности; ежегодное проведение международного форума по инновациям и модернизации - основной дискуссионной площадки страны для обсуждения путей инновационного развития мировой экономики, последних достижений в области прикладной науки, новейших инновационных решений и продуктов; организация деловых миссий, форумов, конгрессов, конференций, выставочных мероприятий инновационной тематики, Фестиваля науки в городе Москве; культурно-массовых мероприятий в форме фестивалей, праздников с участием субъектов инновационной деятельности города Москвы.

· Популяризация инновационной деятельности. Учреждение стипендии Мэра Москвы в области инновационного предпринимательства, которая будет выдаваться студентам, активно занимающимся коммерциализацией научных разработок, победителям конкурса на лучший запущенный инновационный проект и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: