Источники финансирования физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт как отрасль социальной сферы не участвует непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. Однако, несмотря на это, физическая культура и спорт располагают своими собственными источниками финансирования и накопления денежных средств.

К собственным источникам финансирования в физкультурно-спортивной сфере относятся поступления:

- от реализации спортивных изделий, выпускаемых физкультурными организациями;

- от реализации издаваемой литературы;

- от предоставления платных спортивно-оздоровительных услуг;

- от проведения соревнований и трансляции спортивных программ по TV;

- от членских взносов;

- от проведения денежных и денежно-вещевых лотерей («Спринт», «Спортлото» и др.).

Однако этих собственных поступлений недостаточно для покрытия расходов на организацию физкультурно-спортивной деятельности и содержание и развитие инфраструктуры, подготовку кадров и оплату труда специалистов. Существующий разрыв между доходами и расходами отрасли «Физическая культура и спорт» объясняется а) быстро растущими размерами затрат на физическую культуру и спорт; б) большим объёмом средств, необходимых на подготовку спортсменов высокой квалификации; в) тем, что часть физкультурно-спортивных услуг предоставляется бесплатно или за невысокую плату. Поэтому возникает необходимость в переводе части доходов от производства и реализации услуг и продукции отрасли материального производства на формирование дополнительны х источников финансирования физической культуры и спорта. К числу таких источников относятся: средства государственного бюджета и банковского кредитования; собственные средства государственных производственных объединений, находящихся на хозрасчете; отчисления от доходов негосударственных предприятий; средства профсоюзов и общественных организаций.

Источники финансирования также делятся на централизованные и децентрализованные. Примером централизованного источника финансирования служит государственный бюджет Республики Беларусь, слагающийся из трех уровней – Республиканского, областного, муниципального. На каждом из них имеется статья расходов на физическую культуру и спорт и предусмотрены ассигнования на развитие данной отрасли. Такое финансирование является «прямым». «Косвенное» бюджетное финансирование физической культуры и спорта производится по другим статьям госбюджета (Министерство здравоохранения – например, расходы на спортивную медицину, Министерство образования – например, студенческий спорт и т.д.). Суммы, предназначенные для физкультурно-спортивных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями.

Все большее значение приобретают децентрализованные источники финансирования физической культуры и спорта, т.е. используются отчисления местных структур жилищно-коммунального хозяйства, структур торговли, транспорта, связи и т.д. Говоря о децентрализованных источниках финансирования физической культуры и спорта следует отметить значимость и личных средств граждан. Например, в странах Европы большая часть финансирования приходится на личные средства граждан, т.е. потребление населения (в частности, в Швейцарии оно в 212 раз больше средств, выделяемых на физическую культуру из государственного бюджета). На второй позиции по размерам финансовых влияний в отрасль «Физическая культура и спорт» в Европе находятся местные бюджеты (коммуны, муниципалитеты, земли и т.п.). Государственный бюджет как дополнительный источник финансирования физкультурно-спортивной деятельности, в развитых европейских странах занимает, как правило, 3 место. Потребления личных средств граждан в Европе складывается: а) из приобретения спортивного инвентаря и оборудования; б) абонементной платы за физкультурно-спортивные услуги. Используется также такой интересный экономический прием (например, в Германии) как работа граждан на общественных началах в физкультурно-спортивных организациях, что экономит государственное финансирование. Разработаны системы муниципального финансирования спортивных клубов.

В Республике Беларусь государственные физкультурно-спортивные организации финансируются, как правило, через централизованные источники. Это требует целевого использования направленных средств, строгой системы государственного контроля. Примером может служить бюджетное финансирование государственных детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), в Типовом положении которых конкретно определены статьи использования бюджетных денег: оплата труда работников школы; оплата командировочных необходимых затрат; реконструкция и строительство спортивных сооружений; приобретение инвентаря и оборудования; приобретение необходимых фармакологических препаратов; закупка канцтоваров и т.д.

В экономической плоскости перед сферой физической культуры и спорта остро стоят вопросы эффективного использования ресурсов, рентабельности спортивных сооружений, повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций, большей реализации количества абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, кружках, клубах по спортивным интересам, увеличения продажи билетов на спортивные мероприятия различного уровня (от региональных соревнований до международных встреч).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: