Диаграмма статической остойчивости»

При наклонениях корабля на углы более 12° близкая к линейной зависимость между восстанавливающим моментом и углом крена нарушается. Поэтому при больших углах наклонения пользоваться метацентрической формулой остойчивости нельзя, поскольку mθ ≠ D h θ.

Для решения практических задач, связанных с большими углами наклонения, используется диаграмма статической остойчивости (ДСО), которая представляет собой график зависимости плеча статической остойчивости или восстанавливающего момента от угла крена: l = f(θ), = f(θ). ДСО рассчитываются и строятся, как правило, для спецификационных нагрузок (при Dст, Dн, Dп) и некоторых неспецификационных нагрузок (обледенения корпуса, наличие па корабле десанта, военной техники и т.д.).

При рассмотрении ДСО (рис. 3) видно, что с ростом крена плечо статической остойчивости, а следовательно, и восстанавливающий момент, сначала растет до некоторого максимума (точка А), затем уменьшается и в точке В обращается в нуль, а далее, приобретает отрицательное значение. Ордината точки А соответствует максимальному значению плеча статической остойчивости и восстанавливающего момента и характеризует запас статической остойчивости при плавании корабля в прямом положении. Абсцисса точки А есть предельный угол статического наклонения θмах, так как при этом положении корабля запас его остойчивости равен нулю.

Точка В определяет угол заката диаграммы θ зак который является углом полной потери остойчивости корабля. θ зак определяет тот наибольший угол крена, при котором корабль, предоставленный самому себе, уже не возвращается в исходное положение равновесия. Корабль, кренящийся по инерции после прекращения действия кренящих моментов, может наклоняться не опрокидываясь лишь до угла заката диаграммы. Координаты максимума, угол заката и протяженность являются характеристиками ДСО.

Рис. 3 Диаграмма статической остойчивости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: