Антиинновационное поведение чаще всего выражается в сопротивлении изменениям.
Сопротивление возникает в ходе проведения изменений, когда появляются:
· промедления с началом процесса изменений;
· непредвиденные задержки, замедляющие изменения, увеличивающие связанные с ними издержки;
· действия работников организации направлены против изменений.
Сопротивление может возникнуть и после введения изменений. В этом случае:
· наблюдается неизбежный разрыв в показателях деятельности компании, изменения далеко не сразу приводят к желаемым результатам;
· в организации возникает движение за возвращение к прежнему положению.
Причины сопротивлений кроются, с одной стороны, в реакции отдельных людей, а с другой – в групповых действиях.
Что касается рядовых сотрудников, то можно назвать пять основных причин сопротивления изменениям. И опыт, и психологическая наука показывают, что человек сопротивляется изменениям, когда:
· он не уверен в оказываемом воздействии и направленности изменений;
|
|
· он вынужден принимать на себя риск;
· он чувствует, что в результате происходящих изменений может оказаться не нужным;
· он считает, что не справится с новыми обязанностями;
· он не способен и (или) не желает обучаться новым навыкам и новому поведению.
Менеджер, скорее всего, будет оказывать сопротивление изменениям, если под угрозу становятся его позиция и власть, которыми он обладает, т.е. в следующих случаях:
· когда руководитель ожидает, что его доля в доходах уменьшится;
· когда он ощущает, что его влияние на принятие решений уменьшится;
· когда изменение ведет к сокращению его контроля над ресурсами организации;
· когда изменения подрывает его репутацию.
Перечисленные причины представляют собой всего лишь теоретическую модель поведения людей, а их реальная реакция на изменения определяется индивидуальными личностными качествами. К таким качествам относятся лояльность к лицам, осуществляющим изменения, инновативность, которую можно определить как лояльность к инновациям вообще или стремление к новизне, самоотверженность в отношении организации и т.п.
Реакция группы на изменения может рассматриваться как проявление сформированных группой групповых норм поведения. Для групп характерна ориентация на стабильность и постоянство, что очень часто выражается в групповых нормах поведения, оказывающих влияние на поведение отдельных сотрудников. Часто неформальные группы возникают именно с целью противостоять изменениям. Такие неформальные группы должны быть разрушены без всякого сожаления, а неформальные лидеры таких групп удалены из формального коллектива под различными предлогами. У группы значительно больше ресурсов для сопротивления изменениям, чем у отдельного сотрудника.
|
|
Степень группового сопротивления изменениям будет прямо пропорциональна тому, в какой степени эти изменения:
· угрожают власти группы;
· нарушают принятые в группе ценности и нормы;
· основаны на модели действительности, отличной от принятого в группе мировоззрения.
Существует четыре варианта поведения сотрудников по отношению к изменениям в зависимости от того, принимает сотрудник изменение или нет и является ли его отношение к изменению открытым или скрытым.
· «Сторонник». Принимает изменение и его отношение к изменению является открытым, то есть он четко высказывает или демонстрирует свое позитивное отношение к изменению
· «Противник». Не принимает изменения и однозначно об этом заявляет.
· «Пассивный сторонник». Принимает изменение, но не демонстрирует это открыто.
· «Опасный элемент». Не принимает изменение, но и не заявляет об этом открыто.
Для выяснения типа реакции на изменения в организации используется анкетирование, беседы, интервью и другие формы сбора информации.