Вести протокольную запись урока. Она может быть представлена в виде схемы. Например:
Этап урока (время) | Взаимодействие | Оценка урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||
Анализ урока проводится непосредственно после его окончания. При необходимости можно уточнить некоторые моменты урока с учителем. При анализе необходимо раскрыть следующие позиции:
Примерная схема анализа урока
1. Соответствие темы, цели и содержанию урока.
2. Тип урока, его основные этапы с указанием доли учебного времени, отведенного на каждый этап. Рациональность распределения времени.
3. Организация начала урока:
своевременность прихода учащихся и учителя на урок;
установление тишины, приветствие;
готовность учителя к уроку;
проверка готовности учащихся к уроку;
время, затраченное на организацию урока.
4. Содержание и методика повторения учебного материала и проверки домашнего задания:
содержание, последовательное повторение учебного материала;
|
|
в какой мере повторение пройденного подготовило к усвоению нового материала;
методика проверки домашнего задания, вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);
характер и система постановки вопросов учителем;
качество ответов учащихся и их оценка учителем;
активность учащегося при повторении;
время, затраченное на повторение.
5. Сообщение новых знаний:
сообщение темы урока;
установление связи с предыдущим уроком, значение данной темы для изучения последующего материала;
какие методы и приемы использовал учитель, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
рационально ли использована доска;
приемы стимулирования познавательной деятельности учащихся (наглядность, создание проблемных ситуаций…);
объем и система изучения нового материала;
научность изложения материала;
воспитывающий характер изучения нового материала, его доступность, яркость изложения;
организация внимания и поддержание интереса учащиеся к изучаемому материалу;
роль и место самостоятельной работы учащихся на уроке.
6. Закрепление знаний на уроке:
содержание материала для закрепления;
методика закрепления;
эффективность закрепления (в какой мере оно способствовало сознательному усвоению уч-ся знаний, умений, навыков); можно ли сделать вывод об осознанности изучения материала.
7. Задание на дом:
сколько времени затрачено на объяснение домашнего задания;
в какой момент урока оно задано (в начале, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано);
объем и характер домашнего задания (что оно представляет собой по содержанию);
|
|
подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;
дополнительные задания отдельным учащимся;
указания по выполнению домашнего задания;
организация записи домашнего задания.
8. Мастерство и педагогический такт учителя:
культура труда, речи учителя;
умение осуществлять индивидуальный подход к учащимся при коллективной работе с ними;
умение наблюдать, налаживать деловые отношения с учениками;
тактичность, собранность, находчивость, инициативность учителя;
умение вовлечь всех учеников в активную работу;
внешний вид учителя, его манеры;
умение корректно поправлять ошибки уч-ся.
9. Различные замечания по ходу урока.
10. Выводы и предложения по уроку.