Примерная схема самоанализа урока

Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?

2. Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока?

Какие задачи ставились и решались на уроке и почему? Какие задачи были для меня главными, стержневыми? Как в задачах учитывались особенности класса и отдельных групп учащихся?

Почему была избрана именно такая структура урока? Рационально ли использовалось время? Имела ли место логическая связь между различными этапами урока.

На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделено главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия материала? Обязательно дайте обоснование выбору методов обучения.

Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся или все в совокупности?

Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? Какими методами он осуществлялся?

Как использовались возможности учебного кабинета? Целесообразно ли использовались средства обучения?

За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура Вашего общения с классом, конкретными учениками?

Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные). Как осуществлялась экономия времени?

Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Какие? Как планируете их реализовать?

Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Как анализировать собственный урок.

(рекомендации в помощь учителю).

Творчески работающий учитель- это человек, обладающий высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.

Примерный план анализа собственного урока.

1. Первое, что должен делать учитель- определить место урока в теме и в общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся на уроке.

2. Соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха и неудачи.

3. Определить уровень формирования на уроке знаний(логичность подачи материала, научность, доступность, нестандартность) и умений

4. (соответствие путей формирования специальных умений, степень их автоматизма).

5. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли, для формирования интереса к данному предмету.

6. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?

7. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали другие, как стимулировалась их работа, насколько продуманы были их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? Непреложным правилом должно стать_ недопустимость оценки личности ученика при оценке его работы, сравнение его с другими учащимися.

8. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовы знаний», до чего «додумались» сами учащиеся.

9. Как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока.

10. Оценка контроля за деятельностью учащихся. Как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

11. Постараться ответить на вопрос: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?

12. Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер из настроения.

13. Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что целесообразно было бы изменить в уроке? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Анализ воспитательных аспектов урока.

Успешное выполнение этого задания даст студентам возможность повысить уровень педагогических знаний и умений, т. е. мастерства. Для этого необходимо посетить систему уроков (желательно у лучших учителей школы) с определенной целью наблюдения. Предварительно практикант должен получить разрешение учителя посетить урок. Во время посещения студент пишет протокол урока по схеме:

Дата __________________

Урок (предмет) _______________

Класс ______________

№ урока (по расписанию) ______________

Учитель ___________________________________

Тема ______________________________________

Цель наблюдения (например, способы и приемы организации урока, речевое поведение учителя, способы и приемы воздействия и др.) _______________

Ход и анализ наблюдения:

Время Основные этапы и ход урока Наблюдения, примечания
Отмечается начало каждого урока Указываются этапы урока в соответствии с задачами: - организационный момент: приветствие, готовность учителя и учащихся к уроку, опоздания на урок; - постановка цели урока; - методы и приемы проверки домашнего задания, опроса; - актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала; - активность учащихся на уроке, их занятость, качество знаний; - дисциплина на уроке; - использование наглядных, технических средств на уроке; - умение учителя видеть весь класс, внешний вид учителя, педагогический такт, его эмоциональность, культура речи; - первичная проверка усвоения изученного, закрепление, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение урока.  

При анализе воспитательных аспектов урока нужно обратить внимание на следующие моменты:

1. Мировоззренческая направленность:

- личность учителя

- оптимизм

- отношение к людям

- отношение к вещам.

2. Учебный труд на уроке:

- рабочее место

- планирование

- активность

- самостоятельность

- прилежание

- уважение к истине.

3. Воспитание дисциплины:

- воспитанность учащихся

- соблюдение порядка

- ответственность

- умение слушать.

4. Требования на уроке:

- тактичность, гибкость

- аргументированность

- требования, основанные на доверии, успехе, интересе.

5. Личностный подход на уроке:

- стиль общения

- понимание людей

- помощь детям

- способы оценивания детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: