Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спички – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, топор - кисель.
Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как в серии А. после проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии, и студенты отвечают на вопрос:
Почему хуже запомнить слова серии Б?
Пытались ли установить связь между словами серии Б?
Вывод: Для успешности запоминания надо включить материал в систему, которая отражает объективные связи.
Вопросы для самоконтроля
1. Что называется памятью?
2. Охарактеризуйте различные виды памяти.
3. Что такое ассоциация?
4. Расскажите о музыкальной памяти.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. В чем заключаются физиологические механизмы памяти?
2. Расскажите о механическом и осмысленном запоминании.
Рекомендуемая литература
1. Бартлетт Ф. Человек запоминает. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979
|
|
2. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М., 1980
3. Маккиннон Л. Игра наизусть. - Л., 1967
4. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М., 1984
5. Немов Р.С. Психология. - М., 1990
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997
7. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966
8. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 1990
9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993
10. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992.
МЫШЛЕНИЕ
Ум человека, по словам К.Д. Ушинского, развивается только в «действительных, реальных знаниях».
П.П. Блонский в статье «Память и мышление» писал: «Пустая голова не рассуждает; чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать». Мышление, по Блонскому, «опирается на усвоенные знания, и если нет последних, то нет и основы для развития мышления, и последнее не может созреть в должной мере…»
Мышление суть знания в действии.