Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.
Ход задачи. Студенты прослушивают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.
В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.
Ход задачи. Студенты записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.
Оценка рассказов по критериям предыдущей задачи.
Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения
Ход задачи. Студентам предлагается начертить в тетради кружок диаметром
2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте общую характеристику процесса воображения.
2. Охарактеризуйте виды воображения.
3. Расскажите о значении воображения в художественном творчестве.
4. Докажите пользу мечты.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. В чем особенность музыкального образа?
2. Как можно использовать работу воображения для преодоления сценического волнения?
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.
// Хрестоматия по психологии. - М., 1987
2. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М., 1971
3. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. // Научное творчество. - М.,1969
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1987
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997