Финансовая устойчивость предприятия. Рычаги (левередж): операционный (производственный), финансовый и сопряженный

Рычаг (левередж) - это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата. Незначительное изменение этого показателя может привести к су­щественному изменению конечных показателей (прибыли, рента­бельности) предприятия.

Существуют три вида рычага, характеризующих взаимосвязь структуры затрат (соотношение постоянных и переменных затрат), структуры капитала (соотношение заемных и собственных средств) и финансового результата деятельности предприятия.

Операционный (производственный ) рычаг (ОР) - это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет измене­ния структуры затрат и объема реализации:

ОР = Валовая маржа/Прибыль

ОР на единицу = Цена - Средние переменные затраты

продукции Прибыль на единицу продукции

где Валовая маржа - разность между выручкой от реализации и переменными затратами. Часто валовую маржу называ­ют валовой прибылью, маржинальной прибылью, вкла­дом, суммой покрытия и т.д.

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изме­нится прибыль при изменении объема реализации на 1 %.

Например, выручка от реализации на предприятии составляет 400 млн руб.; переменные затраты - 250 млн руб.; постоянные затраты - 100 млн руб. Тогда валовая маржа равна 150 млн руб., прибыль - 50 млн руб., а ОР = 150 млн руб./50 млн руб. == 3,0.

Таким образом, если объем реализации уменьшится (увеличится) на 1 %, то прибыль возрастет (снизится) на 3%.

Эффект операционного рычага сводится ктому, что любое изме­нение выручки от реализации (за счет изменения объема) приво­дит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат Финансово-экономической деятель­ности предприятия при изменении объема производства.

Сила воздействия операционного рычага показывает степень пред­принимательского риска, т.е. риска потери прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операцион­ного рычага, Т.е. чем больше доля постоянных затрат, тем больше предпринимательский риск.

Финансовый рычаг - это показатель потенциальной возможно­сти изменения прибыли за счет изменения соотношения заемных и собственных средств. Эффект финансового рычага (ЭФР) характе­ризует степень финансового риска, т.е. вероятность потери прибы­ли и снижения рентабельности в связи с чрезмерными объемами заемного капитала.

Первый метод расчета эффекта финансового рычага () свя­зывает объем и стоимость заемных средств с уровнем рентабельно­сти собственного капитала;

где СНП - ставка налога на прибыль;

ЭР - экономическая рентабельность (рентабельность акти­вов);

ЗК - заемный капитал;

СК - собственный капитал;

СРСП - средняя расчетная ставка процента (включает не только процент, но и все финансовые издержки, а имен­но; затраты по страхованию заемных средств, штраф­ные проценты и т.п., отнесенные к сумме заемных средств).

Этот показатель отражает возможное изменение (увеличение/умень­шение) рентабельности собственных средств, связанное с использо­ванием заемных средств, с учетом платности последних;

если СРСП < ЭР, то у предприятия, использующего заемные средства, рентабельность собственных средств возрастает на вели­чину ;

если СРСП > ЭР, то рентабельность собственных средств у предприятия, берущего кредит по данной ставке, будет ниже, чем у предприятия, которое этого,не делает, на величину .

Второй метод расчета эффекта финансового рычага показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль на акцию при изменении прибыли (до уплаты процентов и налогов) на1%, т.е. он показывает возможность увеличения рентабельности собствен­ных средств и чистой прибыли на акцию за счет использования кредита:

= Прибыль до уплаты процентов и налогов/Прибыль за вычетом процентов.

Чем дороже обходятся заемные средства предприятию, тем боль­ше , а, следовательно, и финансовый риск. Особенно это опас­но при снижении прибыли.

Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпри­нимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реа­лизации на 1 %:

Сопряженньiй рычаг = Сила операционного рычага Эффект финансового рычага = (Валовая маржа / Прибыль до уплаты процентов и налогов) (Прибыль до уплаты про­центов и налогов / Прибыль за вычетом процентов).

Сочетание мощного операционного рычага с мощным финан­совым рычагом может оказать негативное влияние на финансово­-экономические результаты предприятия, особенно в условиях стаг­нации предпринимательской деятельности и снижения выручки от реализации. Так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, взаимодействие операционного и финансо­вого рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на чистую прибыль. Исходя из вышеизло­женного, для финансовой устойчивости предприятия важно:

  • нахождение оптимального соотношения между постоянны­ми и переменными затратами в структуре себестоимости про­дукции;
  • выбор рациональной структуры капитала с точки зрения со­отношения собственных и заемных средств.

22.5. ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖНОГО КАЛЕНДАРЯ, КАССОВОГО ПЛАНА, РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В КРАТКОСРОЧНОМ КРЕДИТЕ

Оперативное финансовое планирование на предприятии включает разработку следующих разделов:

  • составление платежного календаря;
  • составление (расчет) кассового плана;
  • расчет потребности в краткосрочном кредите.

Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех рас­четов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормаль­ной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный кален­дарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно состав­ление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный ка­лендарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия, как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоот­ношения с бюджетной системой и банками.

Первым разделом календаря является его расходная часть, от­ражающая все предстоящие расчеты и перечисление средств, вто­рым - доходная часть. Соотношение обеих частей календаря дол­жно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В этом случае излишки средств осядут на расчет­ном счете предприятия, что означает большую финансовую ус­тойчивость предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде.

При составлении платежного календаря используют данные уче­та операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи пла­тежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на при­быль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и креди­торами.

Примерная форма платежного календаря показана в табл. 22.2.

Кассовый план - это план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение на­личных денег в банке и контроль за их поступлением и использова­нием. Кассовый план является частью оперативного финансового планирования и составляется на квартал. Предприятия обязаны сда­вать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установлен­ных банком по согласованию с руководством предприятия.

Кассовый план состоит из четырех разделов: 1) источники по­ступления наличных денег; 2) расходы; 3) расчет выплат заработ­ной платы и прочих видов оплаты труда; 4) календарь выдач зара­ботной платы рабочим и служащим по установленным срокам (сум­мы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).

 

Разработка кассового плана начинается с первого раздела, в котором отражаются поступления наличных денег в кассу предпри­ятия (кроме денег, получаемых в банке).

Вторым этапом разработки является расчет третьего раздела кас­сового плана. Планируемый фонд заработной платы и премии рас­считываются на основе годового плана на соответствующий квар­тал. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний, налогов и перечислений. После расчета выплат заработной платы заполняется второй раздел - рас­ходы. Во втором разделе показываются расходы предприятия в виде наличных денег на заработную плату, командировочные и хозяй­ственные расходы, выплату пособий по социальному страхованию и т.п.


В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где в установленные сроки (конкрет­ные числа каждого месяца) указываются суммы выплат предприя­тию наличными деньгами. Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за ус­тановленную в договоре плату.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по воз­можности более точно представлять размер обязательств перед ра­ботниками предприятия по заработной плате и размер других вып­лат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслу­живание своих клиентов в установленные сроки.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае необхо­димые документы представляются в банк в соответствии с его тре­бованиями и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необхо­димо вернуть банку. Эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка от реализации продукции должна обеспечить своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.

22.6. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФИРМЫ [1]

Основными финансовыми документами являются:

1. Баланс (баланс активов и пассивов).

2. Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убыт­ков).

3. Отчет о фондах и их использовании.

4. Счет финансирования.

Финансовая отчетность является основой определения платеже­способности и прибыльности. Платежеспособность - это способ­ность фирмы погасить долги при наступлении срока платежа, ин­формация о задолженности отражается в балансе. Баланс показывает финансовое положение фирмы на определенный, как правило, пос­ледний день месяца, квартала, года. Баланс состоит из двух частей: в левой указываются активы, в правой пассивы. В активе показаны средства, которыми располагает фирма (производственные запасы, товары, основной капитал, дебиторская задолженность). В пассиве показаны источники средств, т.е. кредиторская задолженность фир­мы и собственный (акционерный) капитал. В собственном капитале указывается сумма, подлежащая распределению между держателями акций в случае ликвидации фирмы на дату составления баланса. Обе части баланса всегда уравновешены, т.е. сбалансированы. Типичный баланс представлен в табл. 22.3.

Отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) пока­зывает сумму прибыли или убытков фирмы за год (табл. 22.4). В то время как баланс характеризует платежеспособность фирмы на оп­ределенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает прибыль­ность фирмы, т.е. показывает результат деятельности фирмы за оп­ределенный период.

В отчете о прибылях и убытках сравнивается сумма выручки от продажи товаров и другие виды доходов со всеми затратами и ка­питаловложениями, осуществленными в процессе функциониро­вания фирмы. В результате фирма за год своей деятельности имеет или чистую прибыль, или убыток.

Если отчет о прибылях и убытках отражает результат деятельно­сти фирмы и представляет интерес для ее акционеров, то отчет о полученной прибыли к распределению (табл. 22.5) показывает ре­зультат функционирования фирмы и представляет интерес для нее самой.

263 107 370

В отчете показаны суммы, которые были использованы самой фирмой для расширения деятельности. Акционера интересует уве­личение курса акций, фирма стремится к росту полученной при­были.

Запись в конце отчета о полученной прибыли к распределению на конец периода показывает, что в течение года фирма увеличила нераспределенную прибыль на 77 тыс. руб.

Еще больше информации о том, как работает фирма, можно получить из финансового отчета о фондах и их использовании (табл. 22.6).

 

В отчете об источниках фондов указывается чистая прибыль и амортизация. После реализации продукции сумма амортизации вы­свобождается и используется на развитие предприятия.

В отечественном бухгалтерском учете используется также фи­нансовая форма, называемая «Счет финансирования» (табл. 22.7), в которой отражается движение капиталов и обязательства. В ней показывается, за счет каких ресурсов происходит развитие пред­приятия и каковы направления их использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: