Бюджета предприятия

Бюджетирование - это производственно-финансовое планирова­ние деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. Оно позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурса­ми предприятия и его подразделений и оценивать финансовые ре­зультаты их деятельности.

Бюджет - это количественные показатели плана, характеризу­ющие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделе­ний, позволяющие определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.

Бюджеты имеют множество видов и форм. Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупки сырья и ма­териалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укруп­ненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюд­жет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы орга­низации.

Работа по составлению бюджета включает несколько этапов:

  • подготовка прогноза и бюджета продаж;
  • определение ожидаемого объема производства;
  • расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
  • расчет и анализ денежных потоков;
  • составление планируемых финансовых отчетов.

Несмотря на то что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко ис­пользуется структура общего' бюджета с выделением операционно­го и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной бюджет) - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризу­ющий информационный поток для принятия и контроля управ­ленческих решений в области финансового планирования. Структу­ра общего бюджета представлена на рис. 22.2.

Операционный бюджет - это система бюджетов, характеризую­щих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производ­ства и функциям управления предприятием. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом, в разработке которого является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюд­жета выступает бюджет по прибылям и убыткам. В ходе разработки операционного бюджета формируются бюджеты различных расхо­дов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и администра­тивных расходов и т.п.).

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и, соответственно, выручки от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования. Сложность рас­чета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации, опреде­ляется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры.

На основе бюджета продаж формируются бюджеты, характери­зующие затраты на производство и реализацию продукции и/или внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сы­рья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и т.п.). Задачи составления данных бюд­жетов таковы:

  • определение объема затрат;
  • проведение группировки затрат в зависимости от связи с процессом производства, с изменением объема реализации продукции;
  • определение нормативов общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.

Бюджет производства показывает количество единиц продук­ции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и необходимый уровень запасов.

На основе данных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования, он включает:

бюджет движения денежных средств - план поступлений и пла­тежей денежных средств. При расчете бюджета движения денежных средств определяющим является время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций;

бюджет капитальных вложений, который определяет, какие дол­госрочные активы необходимо приобрести или построить на осно­ве выбранного критерия рентабельности инвестиций.

Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета явля­ется разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который ха­рактеризует изменения в финансовом и имущественном положе­нии предприятия при условии выполнения запланированных в пре­дыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: