Методы оценки недвижимости

 

Существует три метода оценки недвижимости. Затратный метод оценки недвижимости — совокупные методы оценки стоимости недвижимости, основанные на определении затрат, которые необходимы для ее восстановления либо замещения, с учетом накопленного износа. Затратный подход к оценке недвижимости состоит из следующих этапов: стоимость земельного участка оценивается как незастроенная; оценивается полная стоимость воспроизводства; оцениваются виды износа имеющихся улучшений; стоимости воспроизводства и земли (замены) улучшений складываются для получения величины стоимости оцениваемого объекта недвижимости.

Рыночный метод оценки недвижимости — совокупные методы оценки стоимости недвижимости, основанные на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Эта оценка нужна при вторичной эмиссии акций приватизированных предприятий, стремящихся прибавить свой уставный капитал на величину, подкрепленную реальными материальными средствами. Это позволит инвесторам избежать ошибок при установлении котировок акций. Оценка необходима при имущественном разделе, определении способов оптимального коммерческого использования земельных участков и недвижимости и во всех других операциях, связанных с недвижимостью.

Доходный метод оценки недвижимости —совокупные методы оценки стоимости недвижимости, основанные на определении будущих доходов от коммерческого использования оцениваемого имущества.

Выделяют два метода этой оценки: — метод капитализации прибыли; — метод дисконтирования денежных потоков.

Эти методы прогнозируют величину доходов и расходов при эксплуатации объекта в течение прогнозного периода, затем разделяют чистый операционный доход на ставку дисконтирования, которая представляет собой процент дохода на вложенный капитал. Ставка капитализации (дисконтирования) определяется оценщиком в соответствии с существующими методиками.

Метод капитализации используется, когда имеется достаточно данных для прогноза денежного потока, текущий денежный поток примерно равен будущим денежным потокам, ожидаемые темпы роста денежного потока предсказуемы. Он применим к объектам, приносящим доход, со стабильными, предсказуемыми суммами доходов и расходов.

Метод дисконтированных денежных потоков используется, когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков отличаются от текущих, можно предугадать и определить будущие денежные потоки, прогнозируемые будущие денежные потоки являются положительными величинами для большинства прогнозных лет. Метод применим к наиболее приносящим доход объектам, имеющим нестабильные потоки доходов и расходов.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Стратегическое планирование: содержание понятия, основные принципы

Стратегическое планирование. Понятие и этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации.

2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3. Выбор стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

· четкая ориентация на определенный интервал времени;

· конкретность и измеримость;

· непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

· адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Существует три подхода к формированию матриц:

1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.

2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.

3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

· внешней среды;

· непосредственного окружения;

· внутренней среды организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура. Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития,портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.).

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия выбирается с учетом:

· конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

· перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

· в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

· цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

· руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

· в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

· соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

· приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Функции высшего руководства в процессе стратегического планирования:

1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.

2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.

3. Решения по поводу организационной структуры.

4. Проведение необходимых изменений на фирме.

5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

2. Бюджетное планирование

Бюджетное планирование 31 Сущность бюджетного планирования В бюджетном процессе значительную роль играет бюджетное планирование, поскольку от правильного определения плановых показателей бюджета зависит качество его исполнения Бюджетное планирование - это комплекс организаций-но-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов в и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития обществ. Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования и занимает центральное место в финансовом планировании От уровня сбалансированности бюджета на стадии планирования, точности экономичным них и социальных прогнозов зависит стабильность функционирования бюджетной сферы и уровень исполнения программ в течение будущего бюджетного периоду. Государство использует бюджетное планирование для обеспечения эффективного функционирования бюджетной системы Оно имеет следующие особенности: - объектом бюджетного планирования выступают бюджетные ресурсы государства; - субъектами являются органы государственной власти и управления и местного самоуправления; - предметной области (сфере применения) бюджетного планирования являются бюджетные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и связанные с формированием и ис использования финансовых ресурсов государства на всех стадиях воспроизводственных процессов - в процессе бюджетного планирования обеспечиваются необходимые финансовые пропорции согласно прогнозам экономического и социального развития, устанавливаются прямые связи предприятий и организаций ре из них в форм собственности с бюджетом на плановый период - с помощью бюджетного планирования создается надлежащая финансовая база, определяются параметры и конкретные механизмы реализации программ социальной защиты населения; - бюджетное планирование основывается на денежной оценке бюджета, что позволяет определять эффективные варианты финансового обеспечения прогнозных показателей социально-экономического развития; - бюджетное планирование является действенным инструментом бюджетной политики государства Эффективное использование бюджетного планирования в обществе зависит от качества выполнения задач, стоящих перед ним на всех стадиях бюджетного процесса Важнейшими среди них являются: - формирование важнейших народнохозяйственных пропорций развития экономики на плановый период; - определение рациональных путей бюджетного обеспечения предполагаемого уровня социально-экономического развития на основе эффективного использования имеющихся в обществе ресурсов; - выявление резервов в отраслях экономики и направления их на выполнение плана экономического и социального развития; - установление рациональных форм мобилизации денежных поступлений по отдельным источникам и формирование доходов бюджетов с учетом резервов их увеличения; - рациональное распределение расходов государственного бюджета между отдельными звеньями бюджетной системы и сбалансирования бюджетов низшего уровня Конечным результатом процесса бюджетного планирования является совокупность решений и бюджетных показателей в виде государственного и сводного бюджетов с учетом изменений, произошедших или ожидаются в бюджетной сфе ер. 32 организации бюджетного планирования Организация бюджетного планирования будет эффективной, если в нее заложены научно обоснованные принципы К ним относятся основные принципы бюджетного планирования: - комплексный подход к основным параметрам экономического и социального развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями; - органическая связь бюджетного планирования с планами социально-экономического развития государства и регионов, между прогнозными и текущими бюджетными планами; - демократизация бюджетных отношений, т.е. при планировании необходимо учитывать оптимальные связи между государственным и местными бюджетами, а также между звеньями местных бюджетов; - приоритетное значение бюджетного планирования во всей совокупности финансовых планов; - научное обоснование планов, предусматривает реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность; - применение единой методологии по проведению бюджетных расчетов; - рациональное определение источников мобилизации бюджетных ресурсов и оптимальный их перераспределение через звенья бюджетной системы; - создание необходимых резервов для обеспечения непрерывности бюджетного процесса; - директивность и обязательность выполнения показателей бюджета всеми субъектами бюджетных отношений Опираясь на указанные принципы, бюджетное планирование обеспечивает надлежащее функционирование бюджетной системы и проведения действенной бюджетной политики в соответствии с экономической ситуацией в каждом конкретном ном этапе развития обществ. зависимости от субъектов и уровней бюджетного планирования различают: возведено, территориальное и адресное планирование Сводное бюджетное планирование осуществляется на стадии составления проектов бюджетов с целью обеспечения их сбалансированности На этом этапе определяются основные направления работы, формы и методы мобилизации бюджетных ресурсов, осуществляется изменяется взаимоувязки основных макропоказателей экономического и социального развития Несмотря на то, что возведенные бюджеты не имеют правовой нагрузки, их показатели широко используются для а налезет процессов формирования и использования финансовых ресурсов государства, определения объемов регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов Для этого проводят комплексные расчеты по показателям валов ого внутреннего продукта и национального дохода, определяют уровень поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, минимальный уровень социальных потребностей и т.д. В условиях административной реформы, ро зширення бюджетных прав органов местного самоуправления роль сводного бюджетного планирования снижаетсяться. Территориальное бюджетное планирование предусматривает составление и обеспечение выполнения представительными и исполнительными органами власти на местном уровне соответствующих местных бюджетов, что является их финансовой базой и обеспечивают их финанс сову независимость Кроме того показатели этих бюджетов могут использоваться для определения средней финансовой обеспеченности соответствующих административно-территориальных единиц Роль территориального бюджетного планирования значительно усиливается, что связано с существенным расширением властных полномочий органов местного самоуправления и укрепления их финансовой базызи. Адресное бюджетное планирование заключается в согласовании и увязке конкретных показателей бюджетов с показателями финансовых планов субъектов хозяйствования Адресность бюджетного планирования обеспечивается, с одной стороны, централизацией бюджетного планирования по принципу доведения показателей сверху вниз, с другой стороны, - тесной связью и согласованности по оказникив бюджета с показателями финансовых планов главных распорядителей бюджетных средств. Конечным результатом процесса бюджетного планирования является совокупность решений и бюджетных показателей в виде государственного, местных и сводного бюджетов Оптимальные управленческие решения, принимаемые на всех этапах бюджетного процесса, должны базироваться на качественной и количественной оценках условий и факторов, влияющих или действуют в бюджетной сфере и поза не ею, учитывать изменения, которые уже произошли или ожидаются. Поэтому в процессе бюджетного планирования важно правильно выбрать методы планирования Они являются теми инструментами, с помощью которых государство оптимизирует бюджетные потоки в обществе В бюджетном планировании вы икористовуються следующие методы: коэффициентов или экстраполяции, нормативный, балансовый, программирования или математического моделирования (рис 313.1). Метод коэффициентов базируется на изучении экономической конъюнктуры в прошлых периодах и применении соответствующих коэффициентов (например, индексов инфляции) к фактическим результатам исполнения бюджетов Достигнутые в прошлые п периоды показатели корректируются с помощью соответствующих коэффициентов, которые учитывают изменения, которые предусматриваются в плановом периоде Этот метод достаточно прост в использовании Однако ему присущи существенно и недостатки - вместе с коэффициентами, которые используются при планировании финансовых показателей, на следующий период переносятся все недостатки, которые имели место в прошлом, а также не изыскиваются внутренние резервы и возможности экономии бюджетных средствтів. Нормативный метод предусматривает использование в планировании системы взаимосвязанных норм и нормативов Нормативный метод применяется, в частности, в планировании бюджетных доходов и расходов Он способен относительно объективно оц ценить возможности наполнения бюджетов и потребности бюджетных учреждений в ресурсах и создать условия для их эффективного и экономного использованияня. последнее время нормативный метод используется для определения минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя как критерия оценки бюджетных потребностей регионов Так, согласно закону \"О месте евісцеве самоуправлении в Украине \"минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя с учетом экономического, социального, природного и эколог вания состояния соответствующих территорий, исходя из законодательно установленного уровня минимальных социальных потребностиотреб. Нормативный метод будет эффективным при условии, если нормы и нормативы будут научно обоснованными, прогрессивными (то есть ориентированными на лучший опыт), относительно стабильными Учитывая изменения условий с социально-экономического развития государства, развитие научно-технического прогресса, учитывая закон постоянно растущих потребностей населения, нормативы должны время от времени пересматриваться Нормы и нормативы имею во формироваться на основе единого методологического подхода независимо от уровней управления Это, в свою очередь, позволит выявлять бюджетные резервы, способствовать экономии бюджетных средствтів. Балансовый метод позволяет согласовать расходы с источниками их покрытия, установить взаимосвязь имеющегося объема финансовых ресурсов в государстве с соответствующими потребностями Предыдущая практика свидетельствует о недостаточном внимании в этому методу, что проявлялось в необоснованном завышении бюджетных расходов, предоставлении дотаций убыточным предприятиям Широкое его использование в современных условиях позволяет выявить дефицит финансовых х ресурсов в масштабах государства, эффективно и обоснованно перераспределять финансовые ресурсы между различными звеньями бюджетной системми. Метод программирования или математического моделирования предусматривает построение финансовых моделей, имитирующих движение реальных экономических и социальных процессов Начиная с 2003 года, для формирования реальных и сбалансированных бюджетов и обеспечения их кассового в выполнения согласно бюджетной росписи в автоматизированном режиме используют программно-целевыей метод формирования бюджета Он успешно используется при финансировании государственных программ экономического и социального развития и дает возможность обеспечить прозрачность и обоснованность конкретных направление мел расходов бюджета, повысить эффективность расходования распорядителями бюджетных средств, а значит усилить действенность управления государственными финансами. Применение этого метода основывается на программно-целевом подходе, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения Он предусматривает: - установление приоритетов государственных расходов по направлениям расходования должным социально-экономическим обоснованием необходимости этих затрат; - обеспечение рационального расходования финансовых ресурсов; - финансирование тех общественных услуг, в наибольшей степени отвечающие потребностям общества и характеризуются качественным показателям социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях; - приостановление финансирования согласно выбору альтернативного варианта Перспективным методом планирования, а также выполнение и контроль за исполнением бюджета в мировой практике является бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР) и комплексное среднесрочное планирование расходов ков бюджета Этот метод обеспечивает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачами и функциями государства с учетом приоритетов государственной политики и конечных результатов использования бюджетных средствв. Метод бюджетирования, ориентированного на результаты позволяет сопоставлять затраты и результаты, выбирать наиболее оптимальные пути использования бюджетных средств, оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество. Основополагающим принципом метода является обеспечение взаимосвязи между выделенными бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами от их использования Программы, разрабатываемые в соответствии с принципами метода бюджетирования, ориентированного на результаты, должны содержать обоснование ожидаемых результатов от их реализации, а также систему показателей в для измерения результатов реализации программ Это позволит проводить: - предварительную оценку программ на этапе согласования проекта бюджета; - мониторинг степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в процессе реализации программы; - оценку эффективности реализации программ Введение метода бюджетирования, ориентированного на результаты, является длительным процессом и должно рассматриваться в едином комплексе с вопросами совершенствования государственного управления Особое значение сегодня приобретает стратегическое планирование, которое предусматривает разработку стратегии мер и механизмов их реализации для определения и прогнозирования долго-и среднесрочных целей Для дос достижения поставленных целей определяются направления деятельности государственных органов, исходя из финансовых возможностей на определенном этапе экономического развития Это в основном определяется в виде программных и прогнозных документов органов власти: Программы деятельности Кабинета Министров Украины, Государственной программы экономического и социального развития на среднесрочный пеод. Основными программными документами, которые определяют экономическую и социальную политику правительства, а также бюджетную стратегию на среднесрочную и долгосрочную перспективу Украины являются: - Послание Президента Украины к Верховной Раде \"Европейский выбор Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы\"; - Указ Президента Украины \"О Стратегии экономического и социального развития Украины\" Путем европейской интеграции на 2004-2015 годы \"\"; - Распоряжение Кабинета Министров \"Об основных направлениях и организацию научных исследований по вопросам, связанных с обеспечением проведения государственной финансовой политики и совершенствования бюджетного пр роцесу в 2005-2007 годах \"ках"; - Программа деятельности Кабинета Министров Украины На основе вышеупомянутых стратегических прогнозных документов разрабатываются Основные направления бюджетной политики на соответствующий бюджетный период, которые должны содержать предложения правительства по основным параметре ей бюджетной политик. В бюджетном планировании принимают участие Кабинет Министров, соответствующие комитеты Верховной Рады, министерства и ведомства, научные учреждения, общественные организации, а также международные финансовые институты ее и зарубежные консультант. Бюджетное планирование основывается на нормативной базе, определяемой соответствующим правовым обеспечением Основными юридическими документами, которые регулируют процесс бюджетного планирования являются: - Конституция Украины, где определены концептуальные подходы к решению бюджетных вопросов; - Бюджетный кодекс, в котором четко обозначены стадии бюджетного процесса на государственном и местном уровнях и механизм его протекания; межбюджетные отношения; разграничения расходов между бюджетами; Предскажи чено полномочия органов власти в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, ответственность за нарушение бюджетного законодательства и т.д. - законы Украины, регулирующие отдельные вопросы планирования бюджетов; - ежегодное Послание Президента Украины к Верховной Раде как утвержденное Конституцией право Президента обращаться с посланием «Об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период\" Посла Ання определяет макроеконо-ческий прогноз развития государства на следующий бюджетный год, который базируется на разработанном правительством целевом сценарии экономического роста в среднесрочной перспективеерспективі; - указы Президента, которые регламентируют отдельные текущие вопросы, которые составляют государственную ценность, и должны поддерживаться государством; - постановления и распоряжения Кабинета Министров, регламентирующих реализацию бюджетной политики государства и регулирующих межбюджетные отношения Например, Кабинет Министров утверждает формулу распределения мижб бюджетных трансфертов и устанавливает порядок их перечисления, определяет порядок осуществления расходов местными бюджетами за счет субвенций из государственного бюджета; - другие законодательные документы государственных и местных органов власти: приказы, инструкции министерств и ведомств, бюджетная классификация т.д. Бюджетный кодекс (статья 27) предусматривает процедуру экспертизы законодательных документов, которые влияют на доходную и расходную часть бюджетов Поэтому каждый законопроект, внесенный в Верховную Раду, сквозняк ние семи дней подается в Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета для проведения экспертизы По результатам экспертизы в течение двух недель Комитет готовит экспертное заключение относительно влияния соответствующего законопроекта на доходную или расходную часть бюджетов К проектам законов, вступление в силу которых приведет к сокращению доходов бюджетов или увеличение расходов, предоставляются предложения об источниках дополнительных доходов для покрытия расходов или о расходах, которые надлежит сократить Законы, влияющие на формирование доходной и расходной части бюджетов, должны быть опубликованы до 15 августа года предшествующего плановому

3. Бизнес-планирование

Бизнес-план - это документ, который описывает все аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. В конечном счёте составленный Вами бизнес-план должен чётко отвечать на вопрос, стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями, о которых речь пойдет ниже, и провести специальные расчеты. Это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться.

Составление бизнес-плана является первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности.

Личное участие руководителя в разработке бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель его лишь подписал.

Включаясь в работу лично, Вы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя. И не рассматривайте бизнес-план как единожды написанную инструкцию к действию – это постоянный документ, который систематически обновляется. В него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма.

Составление грамотного бизнес-плана нелёгкая задача, даже для опытного предпринимателя, поэтому работу по созданию такого сложного документа предпочтительно вести в команде с экономистами, однако зачастую разработку бизнес-плана полностью заказывают специализированным организациям. В этом случае участие самого предпринимателя заканчивается только на предоставлении технического задания.

Любой бизнес-план, независимо от характера поставленной задачи, должен решать следующие основные вопросы:

  • обосновывать экономическую целесообразность планируемой деятельности;
  • описывать состояние экономической среды, в которой будет реализован бизнес-план (состояние рынка, маркетинговые стратегии);
  • отображать финансовые результаты деятельности, в первую очередь объемы продаж, прибыли;
  • обосновывать источник финансирования для реализации выбранной стратегии;
  • предоставлять график исполнения работ по реализации плана;
  • определять кадры, которые будут реализовывать данный план;
  • определять те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

Разработка и составление бизнес-планов,
технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, кредита

В зависимости от цели мы поможем Вам разработать именно нужный бизнес-план, как на один лист, так и в несколько томов, главное – Ваш успех в его реализации или применении! Виды категорий, по затратам на ресурсы (время; деньги; люди – эксперты, специалисты), бизнес-планов и ТЭО, которые мы разрабатываем (от простого, к сложному):

· Малозатратный бизнес-план. Информация для оформления документа у клиента имеется (в голове или на бумаге), достаточно разработать финансовую модель и оформить текст бизнес плана, устраивающий его получателя. Полное понимание проекта Заказчиком и опыт консультантов сводят к минимуму ошибки при составлении такого плана.

· Среднезатратный бизнес-план с исследовательским подходом. Информация для оформления документа собирается по «крупицам» у клиента, на рынке, разрабатывается вариативная финансовая модель. Полное понимание проекта Заказчиком и убеждение партнёров достигается в течение продолжительного времени согласований, дополнительных исследований и корректировок бизнес плана. Только тогда риски при реализации проекта станут понятны и контролируемы!

· Высокозатратный бизнес-план с детальными и независимыми маркетинговыми исследованиями и экспериментами. Любой сложный и дорогостоящий по инвестициям проект «лучше семь раз рассчитать и один раз успешно реализовать»! Инициатор, консультанты, эксперты совместными усилиями оценивают ситуацию, возможности и создают оптимальный бизнес-план реализации любого реалистичного проекта.

Сложно привлечь инвестора или взять кредит, не имея убедительного бизнес-плана инвестиционного проекта. Лучшая стратегия позволяет долгое время иметь серьёзное преимущество перед конкурентами. А серьёзная разработка оперативного бизнес-плана и следование ему, на практике позволяют увеличить прибыль проекта в 99 случаев из 100.

«Келис Консалтинг» разрабатывает бизнес-планы, в том числе и по стандартам российских и зарубежных банков и финансовых учреждений. Наши бизнес-планы уже приняты многими российскими и международными кредитными и инвестиционными организациями!

При написании бизнес-плана специалисты компании используют методики разработки бизнес-планов, рекомендованные Министерством Экономического Развития РФ и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO). Такие документы как бизнес-план и ТЭО, часто бывают очень похожи и практически решают одни и те же задачи. Бизнес-план является более полным документом по проекту, а ТЭО составляет его главную часть.

Бизнес-план это документ, в котором, наряду с идеей проекта и обоснованием его реалистичности, прописаны: взаимодействие с внешней средой, схема и мероприятия по реализации проекта, материальные и нематериальные ресурсы, финансовые потоки, прогноз результатов с учетом возможных рисков.

Для чего обычно необходим бизнес-план? Подготовка такого документа необходима для следующих случаев:

· «внутренние потребление», инициатор проекта или руководство предприятия заказывает бизнес-план для своих целей (обращение к профессионалам за разработкой документа снижает риски при реализации проекта, экономя при этом значительные средства; дает полезную и независимую его оценку);

· для внешнего инвестора - партнера (бизнес-план для привлечения инвестиций);

· для получения банковского или другого кредита (кредитный бизнес-план или ТЭО).

Ни один предприниматель, если, конечно, он хочет быть успешным на современном рынке, ныне уже не может обойтись без плана развития своего бизнеса. Без бизнес-планирования не обойтись не только на этапе создания своего дела, но и на стадиях продвижения товара или услуги на рынок, расширения бизнеса, при выходе на новые рынки, а также в случае реорганизации компаний и производств.

Бизнес-план также ещё и инструмент для получения банковского кредита и привлечения инвестиций.

Стоимость бизнес-планаможет варьироваться от десятка тысяч до миллионов рублей. Это зависит от следующих факторов:

· для нового и / или рискованного бизнеса обязательны затратные исследования внешней и внутренней среды проекта, а так же независимая и профессиональная оценка ситуации (согласно мировой практике это составляет от 0,5 до 1,5% от общих инвестиций);

· возможности и уже проделанная работа Заказчика (хорошо проработанный подготовительный проект это на 80% готовый бизнес-план);

· желание Заказчика получить от консультантов полезные и креативные советы или другую помощь по успешному развитию бизнеса (правильная стратегия заметно увеличивает прибыль, повышает стоимость капитала).

Компания «Келис Консалтинг» второй десяток лет успешно работает на рынке консалтинговых услуг, в том числе, и в таких динамично развивающихся направлениях как бизнес-планирование и инвестиционное проектирование. Плюс к этому, мы помогаем нашим клиентам искать инвесторов и реализовывать проекты. В вашем распоряжении команда профессиональных и опытных специалистов, решающих задачи различного уровня.

Планирование ресурсного обеспечения и инвестиций

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу

Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

6.1. Планирование капитальных вложений

6.2. Планирование материального обеспечения предприятия

Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.

В краткосрочном периоде планирования спроса на экономические ресурсы заключается в предложении, что предприятие приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на соответствующем рынке. Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками.

Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства.

Существует два подхода к совершенствованию перспективного планирования ресурсов:

1) необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов;

2) возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.

В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:

– определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;

– установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;

– выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;

– согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;

– расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

– определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.

Планирование потребности входных ресурсов на многих предприятиях является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственного управления. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления материальных благ и находиться, в свою очередь, под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании. Многие экономисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ресурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни закакие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов, по меньшей мере, столь же вероятен, как и критическая нехватка денег.

Следовательно, сказанное подтверждает необходимость более широкого использования в планировании известных натуральных измерителей потребности ресурсов. При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных категорий персонала и других ресурсов длительного применения экономисты-плановики обычно рассчитывают следующие важнейшие показатели:

1. Сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут использоваться?

2. Какое количество ресурсов будет в наличии в необходимом месте и в планируемое время, если поведение предприятия и среды останется в будущем неизменным?

3. Каков разрыв между требующимися и имеющимися ресурсами на предприятии?

4. Как устранить этот разрыв, и какие источники лучше для этого использовать?

5. Каковы будут затраты на устранение разрыва в потребности различных ресурсов?

Рассмотрим более подробно перспективное планирование различных ресурсов на примере машиностроительных предприятий. Планируемая потребность входных ресурсовопределяется обычно произведением годовых объемов выпуска продукции и норм расхода соответствующих материалов на одно изделие. В ходе планирования перспективной потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать их наличие в будущем, а также ожидаемый рост рыночных цен. В планируемой перспективе потенциальный дефицит и рост цен на отдельные виды ресурсов могут часто сочетаться. В мировой практике существуют три способа, которые предприятия и фирмы могут противопоставить дефициту и высокой стоимости ресурсов: замена материала, вертикальная интеграция, изменение технологии.

При планировании перспективной потребности входных ресурсов следует также учитывать, что ни ранее рассчитанные показатели, ни выработанные плановые решения, ни основные источники снабжения не следует в будущем принимать как нечто неизменное или постоянное. Предварительные допущения, используемые при оценке потребностей в ресурсах, необходимо периодически пересматривать, чтобы знать степень реальности изменяющихся со временем потребностей и возможность появления лучших поставщиков и эффективных способов выполнения поставок.

Перспективное планирование потребности предприятия в технологическом оборудовании может осуществляться двумя приближенными методами:

– соотношением общей станкоемкости выпускаемой продукции и эффективного фонда времени работы единицы оборудования;

– делением совокупного объема производства продукции, работ или услуг на производительность одного станка.

Выбор метода планирования потребности производственного оборудования зависит от применяемых исходных данных. В первом случае необходимо иметь годовые, квартальные, месячные или недельные показатели станкоемкости производимой на соответствующем оборудовании продукции. Во втором — объемные натуральные показатели изготовления изделий на данных типах станков.

Планируемая потребность предприятия в производственных площадях, сооружениях зависит от количества дополнительно вводимого оборудования. Зная число станков и занимаемую одним станком площадь, можно рассчитать и общую производственную площадь, а также решить вопрос о возможности ее аренды или сооружения в перспективном плане. Плановые решения, связанные с производственными сооружениями и технологическим оборудованием, всегда зависят от оценок будущего спроса. Поскольку такие оценки содержат некоторые неточности и возможные ошибки, то необходимо предусматривать плановые меры предосторожности, позволяющие в дальнейшем использовать оборудование в более широких целях, чем первоначально планировалось. Гибкость планов и способность к расширению деятельности предприятия являются наиболее очевидными защитными мерами против неопределенности перспективного планирования производственных ресурсов, в том числе и трудовых.

Трудовые ресурсы как экономическая категория – это совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда. Они включают в свой состав все работоспособное, экономически активное население соответствующего территориального, отраслевого или иного уровня, например всей страны, отдельного региона, определенного промышленного комплекса. Таким образом, трудовые ресурсы — это часть населения соответствующего рабочего возраста, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду.

Состав трудовых ресурсов страны или региона характеризуется многими количественными и качественными показателями. Первые отражают численность трудоспособного населения по полу, возрасту или регионам, вторые – по уровню профессионального образования, квалификационному составу, производственному опыту и т.д. Соотношение трудовых ресурсов по отдельным категориям определяет соответствующие их характеристики или показатели по составу и структуре. Для анализа возрастной структуры трудовых ресурсов в отечественной практике принято выделять четыре их группы: молодежь – от 16 до 29 лет, средний возраст – в пределах 30–49, предпенсионный – соответственно 50–55 и 50–60 для женщин и мужчин и пенсионный возраст. В научных и практических целях могут быть установлены и другие возрастные интервалы, к примеру, через 5 или 10 лет.

Основой для определения количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов служат следующие исходные данные: общая численность населения, средняя продолжительность жизни человека, установленный период рабочего возраста, доля трудоспособного населения, среднее количество отработанных часов, основные показатели трудовых затрат и уровня квалификации рабочей силы и т. д. Численность населения относится к наиболее общим показателям людских ресурсов и служит базой для расчета количества трудоспособных лиц. Из общей численности людей рабочего возраста вычитается число обучающихся и нетрудоспособных лиц. Численность трудоспособного населения обычно устанавливается по данным периодически проводимой переписи с последующей корректировкой полученных результатов.

На основе количества трудоспособного населения в городах и населенных пунктах отделы кадров предприятий могут прогнозировать численность необходимого персонала для вовлечения его в трудовую деятельность конкретного предприятия.

Планируемые натуральные показатели перспективной потребности разнообразных экономических ресурсов служат основой для определения необходимых капитальных вложений или инвестиций в предприятие.

Планирование товарной политики предприятия

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителями, наличие из него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или проходящих текучих факторов, потеря контроля над конкурентоспособности и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.[6,стр.186]

Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Товарная политика, хотя и очень важная, но тем не менее лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.

Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия хорошего знания рынка и характера его требований; данного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» Поскольку рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предполагаются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.[7,стр.287]

Стратегия - это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более) товарная стратегия в основе своей, в течении данного времени остается, как правило, практически неизменной товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия-изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаковых тяжелых условиях сложившейся рыночно экономичной обстановки в России промышленные предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное незнание и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: