Стратегические барьеры

Стратегическое поведение укоренившихся предприятий также препятствует проникновению в отрасль новых фирм, повышая тем самым уровень концентрации. Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов

Классификация стратегических барьеров представлена на рисунке 9.5.

Рисунок 9.5. – Типология стратегических барьеров

Установление стратегических барьеров характерно в основном для отраслей с высоким уровнем концентрации производства – для олигополии, рынка с доминирующей фирмой, монополистической конкуренцией.

Сохранение монопольной власти в долгосрочном периоде требует от лидера проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов, в противоположность поведению, нацеленному на максимизацию текущей прибыли. Средством предотвращения входа фирм-аутсайдеров является преимущество доминирующей фирмы в издержках. Согласно модели Бэйна, для предотвращения входа новых фирм в отрасль укоренившейся фирме необходимо установить цену на уровне чуть ниже издержек на единицу продукции у фирмы-аутсайдера, которая потенциально могла бы войти в отрасль. В результате применения запретных цен вход новичка в отрасль окажется бессмысленным.

Примерами неценовых барьеров служат: дополнительные инвестиции в оборудование, дифференциация продукта, стратегическая вертикальная интеграция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: