Практика показывает, что инновации вызваны как конкуренцией между фирмами, так и стремлением фирм-монополистов к упрочению своего положения на рынке. Так как в результате инновации возникает новый рынок, обладающий определенным потенциалом прибыли, инновационная деятельность также является стратегией максимизации прибыли в рамках монополии.
В рамках исследования инновационной деятельности в рамках монополистической структуры существенным является предположение о том, что имеет место падение затрат при увеличении времени реализации проекта. Это, как уже указывалось выше, связано с общим развитием науки и техники. Пусть, неизменяется спрос, так что поток квазиренты b(t) является постоянной величиной. Финансирование инновации ведется за счет кредита со ставкой 0 < i < 1. Пусть также кредит и монополия на рынке товара действуют бесконечно долго.
В условиях конкурентной ситуации инновационный проект будет предпринят в момент времени Tc, что соответствует равенству квазиренты и затрат на реализацию. В рамках максимизации прибыли монополия максимизирует разницу между потоком квазиренты и сроком реализации проекта, что соответствует моменту времени Tm (рис. 11.4).
Математически это можно записать следующим образом. Прибыль от реализации инновационного проекта уменьшается со временем и определяется как
,
где i – ставка процента. Затраты на реализацию проекта составят , где C0 – первоначальные затраты на реализацию проекта, p – темп падения затрат со временем. Прибыль монополии p будет равнва:
(11.1)
Максимум прибыли монополии достигается при времени реализации Tm, при котором
(11.2)
В ситуации совершенной конкуренции оптимальное время реализации проекта Tc определятся из соотношения (11.1), с учетом того, что прибыль в условиях совершенной конкуренции равна 0:
(11.3)
Таким образом, монополия выходит на рынок с инновацией (как технологической, так и продуктовой) позже фирмы на рынке совершенной конкуренции.