Инновации и структура рынка

Взаимозависимость между структурой рынка и инновациями носит сложный характер. Влияние некоторых структур на сроки реализации инновационных проектов были рассмотрены при анализе инновационных стратегий монополии и олигополии. Распространено мнение, что, высокая концентрация рынка способствует инновационной деятельности. Однако оно пока не получило подтверждения в рамках эмпирических исследований, как и предположение относительно предпочтительности инновационной деятельности в рамках совершенной конкуренции.

Структура рынка, влияющая на принятие решений относительно НИОКР, определяется технологическими и конкурентными факторами. В случае незначительных расходов фирмы на НИОКР (что соответствует условиям совершенной конкуренции) и длительного времени реализации проекта существует вероятность реализации данного или схожего проекта большим числом фирм, что уменьшает квазиренту фирмы и сводит экономическую прибыль к нулю. Поскольку экономическая прибыль в длительном периоде является источником финансирования других проектов, произойдет снижение инновационной активности. Параллельно с этим, уменьшится вероятность реализации проекта определенной фирмой, что, с одной стороны, приведет к росту банкротств и неоправданных расходов ресурсов, а с другой – способствует оттоку фирм с данного сегмента исследований. При этом понятие неоправданных расходов ресурсов носит несколько условный характер, так как параллельные исследования увеличивают вероятность реализации проекта в целом и в ряде случаев способствуют уменьшению затрат на его реализацию.

Обратный процесс (влияние инноваций на структуру) основан на предположении, что в результате инновации фирма получает монополию на определенном сегменте рынка, в долгосрочном либо краткосрочном периоде. Это создает ей конкурентные преимущества, позволяющие даже в случае появления на рынке других фирм либо сохранить доминирующее положение благодаря уже приобретенной доле и опыту, либо, в случае появления других фирм с неидентичной продукцией, удерживать значительный сегмент рынка за счет ограничения конкуренции вследствие неценовой конкуренции.

Стимулы к инновационной деятельности существуют как для крупных, так и для мелких фирм. Однако вследствие разного ресурсного потенциала имеет место своего рода специализация на рынке инноваций. Как правило, мелкие фирмы занимаются первым этапом инновационной деятельности, связанным с разработкой идеи или изобретением, в то время как обладающие значительным ресурсным потенциалом фирмы занимаются доведением изобретения до стадии коммерческого использования. Именно это является основным преимуществом крупных фирм по сравнению с мелкими.

Контрольные вопросы темы:

1. Каким образом промышленные инновации влияют на структуру рынка?

2. Когда существуют стимулы к инновациям, и, какие способы защиты нововведений Вы знаете?

3. Как соотносятся между собой издержки и риск НИОКР?

4. Каким образом инновации при монополии и совершенной конкуренции влияют на общественное благосостояние?

5. Охарактеризуйте инновации в модели олигополии и монополистической конкуренции. Что такое патентные гонки?

Литература:

1.Шерер, Ф. М. Структура отраслевых рынков: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Шерер Ф.М., Росс Д.; Экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова.-М.: ИНФРА–М, 1997.-698 с.: ил.- (Университетский учебник). – ISBN 5862255850: 69.00 ч/з № 2, учеб.аб.

2.Тироль, Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности/Тироль Жан; под ред. В. М. Гальперина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Экон.шк., 1996.-745 с.-ISB N 5900428281: 100000 ч/з №2

3.Авдашева, Светлана Борисовна. Теория организации отраслевых рынков: Учебник/ Ин-т «Открытое о-во».- М.: Магистр, 1998.- 320 с.: ил.-23.00

4.Хэй, Дональд. Теория организации промышленности: В 2-х т. Т. 2./ Пер. с англ. под ред. А.Г. Слуцкого.- СПб.: Экономическая школа, 1999- 590с.- (Библиотека «Экономической школы». Вып.24).- ISBN 5900428397: 154.00

5.К. Хитер. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

6.Экономика отрасли: (учеб.пособие / А.С. Пелих, В.М. Джуха, А.В. Курицин и др.); Под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д:Феникс, 2003. – 446 с.-«Учебники и учебное пособие».- ISBN 5222028569:72.00.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: