double arrow

Инновации в модели олигополии и монополистической конкуренции. Патентные гонки

Время выхода на рынок с новым товаром в значительной степени определяет долю квазиренты, получаемой фирмой. В этом случае возникает конкуренция между фирмами, ведущими идентичные (или схожие) разработки, либо оперирующими на одном рынке. Тогда поведение фирм в рамках моделей олигополии и монополистической конкуренции совпадает, что позволяет рассматривать обе модели одновременно.

Проанализируем сроки реализации инновационных проектов в зависимости от политики конкурентов для ситуации дуополии, аналогичной дуополии Курно. Пусть T1 и T2 – время реализации инновационных проектов первой и второй фирмами соответственно, а R1 и R2 – кривые реакции, порождаемые функциями квазиренты и затрат на инновации, рассмотренными выше. Прямая под углом 45ο показывает одновременность событий для первой и второй фирм.

Рассмотрим в начале симметричную позицию фирм, т.е. ситуацию, предполагающую равенство рыночных сил (например, долей рынка, доступных ресурсов или масштабов производства). В основе симметричной позиции лежит предположение, что фирмы получат равные доли квазиренты при одновременном выходе на рынок. Пусть при этом bm – квазирента, получаемая монополистом, а b2 – квазирента, получаемая каждой фирмой в ситуации олигополии, причем bm > b2.

Пусть для начала имеет место полная симметричность позиций фирм, что, кроме симметричности рыночной ситуации, предполагает одновременное (или близкое) начало работы над проектом. Рассмотрим прибыль фирмы 1 и ее зависимость от времени выхода на рынок фирмы 2.

Прибыль фирмы 1 определяется как

(11.4)

При этом фирма 1 будет заинтересована ускорить реализацию своего проекта, если первое слагаемое в выражении (11.4) больше увеличения затрат за счет уменьшения времени реализации проекта (с T2 до T1). Однако с уменьшением времени реализации проекта фирмы 2 получаемая прибыль уменьшается, и начиная с определенного значения T2 происходит увеличение прибыли фирмы 1 происходит при увеличении срока реализации проекта фирмы 1. Продифференцировав π1 по dT1, мы получим функцию реакции R1. Аналогичные процедуры используются для определения функции реакции фирмы 2 - R2.

Представим ситуацию графически (рис. 11.5). Фирма 1 устанавливает срок реализации своего проекта в точке A (рис. 11.5, a). Тогда фирма 2реагирует на это, переходя в точку B, что соответствует более высоким темпам разработки и более скорому выходу на рынок, что в свою очередь приводит к изменению стратегии фирмы 1. Равновесной точкой при этом будет точка D, соответствующая пересечению кривых реакции фирм. Время реализации проекта в данной ситуации оказывается меньше, чем в ситуации монополии, но больше, чем в ситуации совершенной конкуренции.

При симметричной рыночной позиции фирм, но разных сроках начала реализации проекта имеет место ситуация, изображенная на рис. 10.5, б. Пусть фирма 1 первой начинает разработку продукта в точке А. Начав действовать, фирма 2 смещается в точку B. Но фирма 1 при этом может отреагировать таким образом, что поставит фирму 2 в заведомо невыгодное положение, при котором реализация проекта данными темпами приводит к отрицательной прибыли. Это вызвано тем, что затраты при одновременной реализации проекта у фирмы 1 заведомо ниже, так как период реализации больше. Это следует из следующего соотношения: , (11.5)

где C1 и C2 – затраты соответственно первой и второй фирм; ΔT – время запаздывания с началом разработки проекта для фирмы 2. Отстающие фирмы при этом становятся «послушными», переходя в точку D, чтобы уменьшить свои расходы на реализацию проекта (рис. 11.5, б).

Теперь предположим, что фирмы обладают разной долей рынка, например, фирма 1 является доминирующей, а фирма 2 – последователь. Тогда имеет место различие долей прибыли при выходе на рынок товара одновременно. Однако при выходе на рынок первым последователь получает значительно больший объем квазиренты, что создает ей большие стимулы для выхода на рынок первой. Пусть фирма 1 начинает разработку в точке A1. Чтобы выиграть от выхода на рынок первой, фирма 2 устанавливает срок реализации своего проекта, соответствующий точке A2. При этом фирма 2 задает темп, а фирма 1 смещается в точку B, т.е. поддерживает его. При этом равновесной является точка D, в которой фирма 1 опережает конкурента. В результате равновесной является точка E, в которой фирма 2 выходит на рынок позже, но минимизирует затраты на реализацию проекта (рис. 11.5, в).

Во втором и третьем вариантах развития патентной гонки также имеет место более ранний выход фирмы с товаром на рынок по сравнению с ситуацией чистой монополии, однако более поздний по сравнению с симметричной патентной гонкой. Кроме того, более ранний выход на рынок способствует завоеванию доминирующего положения, а доминирующее положение препятствует более раннему выходу конкурентов с новыми продуктами на рынок. Изначальная диспропорция в распределении квазиренты делает доминирующую фирму более «мягкой» в патентной гонке, так как для сохранения своего положения ей достаточно выйти на рынок не позже конкурента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: