Издержки и риск НИОКР

Издержки инновационных проектов в больших размерах варьируют, однако большинство промышленных (коммерческих) проектов имеют относительно умеренную стоимость. Так, в США в период 1984 – 1986 гг. авторы 100 наиболее значимых технических изобретений года затрачивали в среднем 2,47 млн. долл. на проект. Большинство же дорогостоящих проектов либо финансируются непосредственно правительством, либо осуществляются при его значительной поддержке. Число дорогостоящих проектов в общем количестве разработок при этом незначительно.

Следует отметить два момента, связанных с затратами на НИОКР. Во-первых, затраты на проект растут с уменьшением времени, отведенного на его реализацию. Это связано как с необходимостью более интенсивного использования факторов производства, постановкой нескольких параллельных экспериментов, увеличением вероятности «ложных стартов» при еще незавершенной разработке, а также с тем фактором, что более поздний срок реализации проекта позволяет использовать новые достижения, которые во многих случаях способны уменьшить стоимость проекта. В целом можно говорить о том, что функция затрат на реализацию проекта C(t) имеет отрицательный наклон.

Представим зависимость времени, затрачиваемого на разработку инновации, в зависимости от потенциальной квазиренты, получаемой фирмой (рис. 11.3). На графике Vm – дисконтированная квазирента, получаемая фирмой при монополизации рынка, V1, V2 и V3 – квазирента при вхождении на рынок 1, 2 и 3-й фирм соответственно, а C(t) – затраты фирмы реализацию проекта [Шере, Росс, 1997]. Срок реализации проекта зависит от угрозы со стороны конкурентов потенциала квазиренты.

Стоимость проектов зависит также от риска, связанного с их успехом. Можно выделить три фактора, определяющих риск реализации проекта, выдвинутых Эдвином Мэнсфилдом, с учетом их вероятности:

- технический успех – 0,57;

- коммерциализация при условии технического успеха – 0,65;

- финансовый успех при возможности коммерциализации – 0,74.

Таким образом, кумулятивная вероятность составляет 27%. С такой вероятностью начатый проект приводит к финансовому успеху. Это говорит о том, что фирма, претендующая на лидерство в сфере инноваций и разработке новых продуктов, должна вести в среднем 3-4 проекта. Кроме того, с учетом ограничений на жизненный цикл товара каждая фирма в течение 10-15 лет должна реализовывать такое число инновационных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: