Информационный материал. Функции педагогической науки

Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М, 2008

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
модель - образец (эталон, стандарт), преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,2009

Процесс получения в педагогике знаний, отображаю­щих действительность в теоретическом или эмпирическом знании, принципиально не отличается от того, что проис­ходит в таких науках, как физика, химия или, например, история. Но педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучае­мого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовы­вать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, био­логия, конструктивно-техническая — техническим наукам, медицине и т.п. В педагогике же эти функции совмещают­ся. Педагогику нельзя характеризовать только как теоре­тическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой - указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изуче­нии учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.

Задание 6. Используя предложенные материалы, назовите категориально-понятийный аппарат современной педагогики в трактовке различных авторов. Сопоставьте понятийные ряды предложенных авторов и выявите общее и различное в определении понятийного аппарата педагогики. Результат работы представьте в виде списка основных категорий педагогики и их определений, с указанием автора.

Цель: знать категориально-понятийный аппарат педагогики,уметь определять взаимосвязи основных категорий педагогики.

Рекомендации по выполнению задания: рассматривая информационный материал к данному заданию, обратите внимание на взаимосвязь и специфику основных категорий педагогики. В выводах, после списка категорий и их авторов, поразмышляйте о причинах встретившихся разночтений при определении понятий. Обратите внимание, как рассматривают педагоги категории:

-аспект рассмотрения (как процесс или результат),

-педагогическая парадигма, с позиции которой формулируется определение (традиционная, детоцентрическая, современная),

-как автором понимается педагогическая деятельность,

-в чем преимущества данного определения.

Не забывайте аргументировать свою точку зрения.

Требования к отчету по данному заданию: оформление списка основных педагогических категорий и выявление общего и различного в их определениях.

Критерии оценки задания:

- содержательность, полнота списка, наличие автора определения,

-терминологическая корректность,

-аргументированность сужений и доводов,

-оригинальность суждений.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание выполняется в группах, затем группы презентуют результаты своей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: