Педагогический процесс

Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему (Ю.К. Бабанский).

Гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Обычно выделяют два компонента педагогического процесса — это содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические —- формы, методы, приемы).

Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное па решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Поэтому в структуре педагогической деятельности необходимо выделять и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя за счет самообразования и самовоспитания. А. Дистервег писал, что учитель лишь до тех

пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: