Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента — педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию обратной связи т.п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, по-
ступки и т.п. Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Эффект педагогического воздействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от динамических особенностей обучаемого (задатки способностей, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и т.п.).
Педагогическая технология
Педагогическая технология (или технология образования) фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология — это последовательная взаимообусловленная система дейст-
вий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.






