УЭ 1.2. Методология педагогической науки и деятельности

Содержание учебного элемента: Понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический). Характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Образовательные парадигмы. Педагогические ценности и их классификация. Методологическая культура педагога. Профессиональная рефлексия педагога.

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- овладение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК -1).

- осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОПК -1).

- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК – 7)

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ОПК-1).

- овладение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:

- сущность понятия и уровни методологии,

-методологические подходы в педагогике,

- содержание методологической культуры педагога.

уметь:

- определять методологические подходы в педагогике,

-определять педагогические ценности,

-осуществлять профессиональную рефлексию.

владеть:

- основами речевой профессиональной культуры.

- методами профессиональной рефлексии педагога.

Тезисы ЛЕКЦИИ « Методология педагогической науки и деятельности».

Методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач. Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.

Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований.

Таким образом, методология педагогической науки представляет собой сложную систему различных компонентов, имеющую педагогический, общенаучный и философский уровни.

Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.

1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.

3. Методическая рефлексия.

Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.

Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты.

1. Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием.

2. Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие.

3. Возрастные особенности учащихся.

4. Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.

5. Предмет, являющийся объектом изучения.

6. Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.

Возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры. Выделяются такие уровни методологической культуры:

1) педагогический;

2) общенаучный;

3) философский.

Только овладев указанными уровнями культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.

В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога, предполагающим следующие ступени:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: