Тема 1:Методология науки: основные понятия, проблемы. Структура методологических учений

Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Психолого-педагогический факультет

Кафедра методов психологического познания

 
 


Санкт-Петербург


СОдержание

Оглавление

Тема 1:Методология науки: основные понятия, проблемы. Структура методологических учений. 3

Тема 2 Классический идеал научности. Эпистемы познания. 21

Тема 3 Неклассическая и постнеклассическая науки, их идеалы научности. Гуманитарный идеал научности. 27

Тема 4 Квазипарадигмы психологии. 37

Тема 5 Классификация методов академической психологии (организационные и эмпирические методы) 61

Тема 6 Метод наблюдения. 80

тема 7 Основные характеристики, виды и этапы научного исследования. 86

Тема 8 Эксперимент. 111

Тема9 Методологические принципы академической психологии. 118

Тема 10 Психологическое тестирование. 128

Тема11 Качество психологических данных. 140


Тема 1:Методология науки: основные понятия, проблемы. Структура методологических учений.

Цель учебной дисциплины: формирование профессиональных компетенции в области общей методологии науки и методологических основ психологии для освоения профессиональной роли психолога-исследователя.

Задачи:

- получить представление о роли, функциях, основных вопросах методологии науки;

- освоить основные понятия общей методологии науки - объектом, предмет, метод науки;

- рассмотреть специфику научного познания, содержание идеалов научности как центральных понятий общей методологии науки, меняющихся в результате научных революций и смены научных картин; мира;

- ознакомиться с проблемами методологии психологии, основными образами психологии в методологической трактовке;

- рассмотреть специфику научного знания, отличающего его от других видов знания,

- рассмотреть циклические периоды в развития научного знания - научные парадигмы и научные революции;

- ознакомиться с методологическими основаниями основных образов (парадигм) психологической науки;

- ознакомиться с системой психологических методов, их классификацией,

- рассмотреть основные характеристиками и виды научного исследования;

- проанализировать содержание основных этапов научного исследования на примере дипломного психологического исследования;

- ознакомиться c требованиями, предъявляемыми к эмпирическим данным, основными факторами, на них влияющими, с понятием качества данных, их надежности и валидности, с методами проверки качества психологических данных.

В рамках этого курса начинается специальная подготовка к профессиональной роли психолога-исследователя, способного провести самостоятельное психологическое исследование по образцу выпускной квалификационной работы бакалавра или дипломного исследования специалиста или магистерского диссертационного исследования магистранта.

Известно, что в какой бы сфере ни работал специалист-психолог, получивший высшее психологическое образование в университете, будь то исследовательская деятельность, практическая психология – психодиагностика, психокоррекция, менеджмент, другие виды деятельност, даже - за пределами психологической науки, за пределами науки вообще - в любом случае он должен владеть методологией, методами, технологией научного исследования, поскольку это знание и его технологии универсальны и используются при решении теоретических и практических проблем в разных областях.

Кроме того, общая методология науки и специальная методология психологии формируют у будущего специалиста современное научное мировоззрение, позволяющее приобрести и психологическую устойчивость к к манипуляциям сознанием и поведениям со стороны многочисленных воздействий, осуществляемых через средства массовой коммуникации профессиональными манипуляторами сознанием – политтехнологов, создателей рекламной продукции, экстрасенсов и т.п.

Методология науки помогает приобрести и самостоятельность научного мировоззрения, поскольку показывает, как добывается знание, прошедшее проверку опытом, и как мало ему соответствуют постоянно навязываемые образцы понимания, интерпретации событий, происходящих в мире.

Итак, термин методология - слово, состоящее из следующих трех частей, ведущих происхождение из греческого: метас (вдоль, через), дос (путь). Третья часть - логос, (от греч. logos) весьма многозначно и означает понятие, слово, мысль, разум, всеобщую закономерность (философское, Гераклит), духовное первоначало, абсолютную идею, мировой разум, учение.

В итоге перевод: методология - учение о движении по правильному пути.

Таким образом, если методология – это учение о методе, то методология науки - учение о научном методе. Методология науки изучает принципы и способы (методы), с помощью которых в науке приобретается новое знание на всех этапах его зарождения и развития, от исследовательской гипотезы и исходной теоретической модели к эмпирической проверке истинности гипотезы, уточнения исходной модели, включения ее в теоретический аппарат науки.

Главные вопросы методологии науки - следующие: что изучает наука? (предмет и объект науки); как это делать? (научный метод); на какой основе (какие принимаются явные и неявные допущения об объекте исследования), а также то, каким должно быть получаемое знание, чтобы удовлетворять критериям научности.

Определения и метафорические образы методологии науки разнобразны. В отношении к самой науке методологию называют способом её самопознания, рефлексивным механизмом или самосознанием науки. Если в классической метафоре науки она выступает как незамутненное зеркало изучаемой реальности, то методологию науки как можно также представить как зеркало науки как новой реальности, отражающее ее свойства, создающее ее образ.

Ее можно назвать также становым хребтом, основанием науки, поскольку наука без осознания своих основ, и своих способов познания, т.е. без методологии постепенно утрачивает свой предмет, свои цели, затем - свой смысл и предназначение, превращаясь в интеллектуальное развлечение для избранных, в решение научных головоломок, своеобразную «игру в бисер», по одноименному названию известного романа Г.Гессе.

Особенно возрастает значение методологии в особых - революционных или критических фазах исторического развития науки, о которых пойдет речь далее. Другие причины возрастания роли методологии – повышение актуальности и значимости задач, решаемых наукой, а также освоение ею новых междисциплинарных методов.

С.Л.Рубинштейн в cвоих “Основах общей психологии” [ с. 38] писал: “Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась форму, извне механическую накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях ее собственного развития”.

Связаны ли, и насколько тесно, выработанные в методологии науки критерии научности с господствующими в тот или иной этап исторического развития мировоззренческими основаниями общественного сознания, с ментальностью эпохи? Мировоззрение складывается на пересечении многих влияний – философских и научных знаний, но также и основе религиозных идей, и практического опыта, откуда черпаются мировоззренческие принципы, несущие знание о наиболее общих связях и свойствах объективной действительности и мышления, например, первичность материального (или идеального), создающие тот или каркас научного знания, о котором писал Уайтхед. Недаром говорится о лоскутном характере мировоззрения среднего человека.

Методология науки как целое представляет собой сложно развитую сеть учений, организованных иерархическую систему, в которой метод рассматривается на разных уровнях обобщенности (сверху вниз): от самого обобщённого, абстрагированного от специфики изучаемых явлений до уровня максимальной конкретности, специфичности.

Максимальной обобщенный характер рассмотрения метода осуществляется в общей методологии науки, где метод науки изучается как некая целостность, отличающаяся от ненаучных методов познания, а также предмет и объект науки в целом. Далее в методологических учениях обобщенность анализа снижается, специфицируется, вплоть до самого конкретного уровня – методик.

Структура методологических учений:

Высокий уровень

о бобщенности рассмотрения

Общая методология науки.

Сравнительная методология: методология естественных и методология гуманитарных наук.

Методологии отдельных наук (предметы и методы,

методологические принципы конкретных наук).

Методики и технологии и конкретных наук.

Конкретность рассмотрения

Таким образом, общая методология изучает наиболее общие вопросы научного познания – определяет объект и предмет науки, общие требования е научному методу, определяет отношения конкретно-научного знания к обоснованию – более общему знанию об объекте и методе, формулируются идеалы научного познания.

Следующий уровень – методологии естественных и гуманитарных наук представлен проблемой влияния специфики объекта и предмета познания на его формы, методы, теоретизации. В классическом и гуманитарном идеалах научнгсти

Самый конкретный уровень - уровень методик и технологий. В них идеи метода конкретизируется применительно к предмету, целям и задачам исследования, содержит описание процедур исследования, регистрации и обработки полученных данных. Каждый метод может дать начало нескольким методикам, а методика - использовать идеи двух и более методов. Отдельные методики, приемы, подходы организуются в связные цепочки, создающие технологические основы науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: