Раздел III. Педагогическое образование и наука в регионе

Тема 6. Развитие педагогического образования в регионе.

Точкой отсчета истории высшего педагогического образования в регионе является 1900 г. Первым шагом в этом направлении стали Педагогические курсы, созданные при городском пятиклассном училище г. Ростова-на-Дону с целью подготовки учителей для одноклассных и двухклассных училищ. Курсы эти явились прообразом высшей педагогической школы. В 1909 г. в Новочеркасске открываются частные Высшие женские курсы на правах высших учебных заведений для подготовки преподавательниц математики и естествознания. Курсы просуществовали до 1916 г. и были преобразованы в Высшие женские сельскохозяйственные курсы. Созданные по инициативе передовой интеллигенции, образовавшей Общество содействия высшему женскому образованию, они существовали, в основном, на частные пожертвования. Ежегодно на курсах обучалось не более 220 слушательниц, число которых не могло удовлетворить ни тягу девушек к образованию, ни востребованность в учительских кадрах региона.

Осенью 1911 г. был открыт Новочеркасский учительский институт, который содержался на средства государственной казны. Поскольку из-за отсутствия университета ОВД относилась к Харьковскому учебному округу, то все его выпускники, окончившие курсы, распределялись на свободные места в Харьковском учебном округе по распоряжению окружного начальства, ни один из воспитанников не направлялся в Донской край. Чтобы исправить эту ситуацию, дирекция Новочеркасского учительского института обращается в правление общества донских торговых казаков с предложением об учреждении местной стипендии студентам и закреплении их после окончания института на работу в Донской области.

В 1923 г. в ДГУ (с 1925 г. – СКГУ) был создан педагогический факультет, который был преобразован в самостоятельный педагогический вуз в связи с реорганизацией университетов. В начале января 1931 г. областная газета "Молот" опубликовала объявление о том, что Северо-Кавказский государственный университет с 1 января 1931 г. ликвидируется и на его базе организуются самостоятельные институты: Ростовский педагогический институт, Ростовский медицинский институт и Ростовский финансово-экономический институт.

Во вновь созданном институте были следующие факультеты: исторический, русского языка и литературы, естествознания, физико-математический, дошкольной педагогики. Институт имел не только дневное отделение, но и вечерний сектор, который существовал до 1936 года и дал возможность нескольким сотням учителей города Ростова-на-Дону и ближайших станиц получить законченное высшее образование. В том же 1931 году был организован и сектор заочного обучения.

С первых дней своего создания педагогический институт становится центром подготовки педагогических кадров и одним из крупнейших учебных заведений Юга страны и Северного Кавказа. Ученые института не ограничивались преподавательской и научной деятельностью в стенах вуза. Они писали учебники для школ, принимали участие в создании письменности для народностей Северного Кавказа, вместе со студентами возглавили широкий фронт борьбы с неграмотностью и малограмотностью населения, проводили большую культурно-массовую и просветительскую работу на предприятиях, в клубах, воинских частях.

Институт быстро рос. К концу 30-х годов в нем обучалось более 3900 студентов, ежегодно с дипломами Ростовского педагогического института в школы страны приходило около 400 учителей. С 1936 года деятельность института значительно расширилась за счет открытия двухгодичного учительского института. С этого времени институт стал именоваться Ростовский-на-Дону государственный педагогический и учительский институт. Педагогический институт имел уже 6 факультетов, добавился факультет иностранных языков с двумя отделениями: английским и немецким со сроком обучения 4 года. Учительский институт имел 4 отделения: историческое, русского языка и литературы, естественно-географическое, физико-математическое со сроком обучения 2 года.

В своей научно-исследовательской работе институт опирался на ряд хорошо оборудованных кафедр, кабинетов, лабораторий: кабинет с богатейшим собранием геометрических моделей, занимавший по своему содержанию первое место в Союзе, созданный проф. Д.Д. Мордухай-Болтовским,. музей по археологии Ростовской области и музей по истории религии при кафедре истории, при кафедре русской литературы - пушкинская выставка, зоологический музей при кафедре зоологии и др.

На кафедрах и лабораториях широко была развернута научно-исследовательская работа. Результаты этой работы печатались в советских и зарубежных журналах. Кроме того, институт выпустил несколько десятков собственных "Записок" и "Известий". Научная жизнь института проявлялась не только в печатных трудах, диссертациях, но и в форме научных конференций, съездов, заседаний.

В институте работали ученые, завоевавшие широкую известность в нашей стране и за рубежом: Бирюков Д.А., Бобров Е.А., Гарибьян Р.Б., Горячев Д.Н., Богословский Е.В., Григорович-Везеровский 3.И., Ерохин П.М., Жданов Л.А., Кожевников П.В., Лебедев П.И., Лебедев А.Ф., Мордухай-Болтовский Д.Д., Стретенский Н.Н., Сердюченко Г.П., Пистрак М.М., Чернов М.П., и многие другие.

За годы своего развития педагогический институт готовил не только педагогические кадры. Его выпускники работали преподавателями в различных вузах страны, научными сотрудниками в крупнейших научно-исследовательских учреждениях Союза.

Планы развития высшего учебного заведения прервала разразившаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война, полностью изменившая жизнь и работу института. Осенью 1941 г. институт был эвакуирован в город Ош Киргизской ССР по распоряжению Наркомата. В городе Ош педагогический институт был закрыт, а его научные работники влились в состав Ростовского государственного университета, который находился в том же городе в военное время. Судьба еще раз объединила оба вуза, которые продолжали готовить учителей.

С 1 марта 1944 г. по приказу Наркома просвещения институт снова восстановил свое прежнее наименование Ростовский-на-Дону государственный педагогический и учительский институт.

В 1946 году вуз сделал первый послевоенный выпуск: педагогический институт окончили 88 человек, учительский институт - 159 человек. План набора на 1946/47 учебный год был представлен следующими цифрами: педагогический институт - 400 человек, учительский - 200. В декабре 1945 г. начались восстановительные работы главного корпуса института.

В институте возобновляется вузовская наука. Вуз укреплял связи с органами образования. Определились базовые школы для педагогической практики студентов, которые утверждались Министерством просвещения РСФСР. Этими школами стали школы №№ 33, 36, 37, 45, 68.

В научно-исследовательской деятельности кафедры и факультеты налаживались прерванные войной связи с научными учреждениями Москвы, Ленинграда, с родственными учебными заведениями и хозяйствами области и республики. Наметилось плодотворное сотрудничество кафедры русского языка и общего языкознания с институтом русского языка АН СССР и с его Ленинградским филиалом, кафедры физики с Кавказской комплексной экспедицией Совета по изучению производственных сил страны АН СССР. Развивались связи с Институтом философии АН СССР, с Институтом физической химии, АН СССР и др. По темам педагогического цикла институт расширял связи с учреждениями народного образования, школами, дошкольными и внешкольными учреждениями города и области.

Для научной работы этого периода характерными остаются два направления: фундаментальные исследования по профилю кафедр и факультетов и оказание помощи школе.

Традицией института остается проведение в летний период научных экспедиций, в которых участвуют ведущие преподаватели, аспиранты, студенты.

В 1958 г. дневное отделение выпустило 524 учителя, многие выпускники получили государственное распределение в школы Северо-Кавказского региона: Дагестанскую АССР - 109 человек, Чечено-Ингушскую АССР - 13, Северо-Осетинскую АССР - 10, Кабардино-Балкарию - 11 и др. Отказа от поездки в школы по государственному распределению не было.

Для школы этого периода было характерным установление шефских связей с производством. Новой формой педагогической практики студентов была их работа в качестве воспитателей в школьных производственных бригадах.

В 1960 г. в институте создается факультет повышения квалификации учителей, работающий на общественных началах. По ходатайству городского отдела народного образования на ФПК в течение года повышали квалификацию 150 учителей средних школ, школ рабочей молодежи и 1961 год был отмечен некоторой реорганизацией в структуре института: индустриально-педагогический факультет Таганрогского педагогического института (182 студента очного и 76 студентов заочного отделений) был передан Ростовскому пединституту.

АПН РСФСР создает также лабораторию при кафедре общетехнических дисциплин по проблемам производственного обучения учащихся. Комплексная тема "Соединение обучения с производительным трудом" объединила коллективы преподавателей кафедр педагогики, общетехнических дисциплин, общей физики, химии, математики и др.

Институт развивает творческие связи с научными и производственными учреждениями: Институтом биофизики, Институтом биохимии, Институтом микробиологии и физиологии растений АН СССР, НИИ по строительству Академии строительства и архитектуры СССР и др. Это явилось хорошей основой для решения и углубления научно-исследовательской работы.

Основной формой повышения профессиональной квалификации преподавателей остается аспирантура, в 1963 году в ней обучалось 90 аспирантов (55 очно и 35 заочно).

В 1963/64 учебном году решением ГК КПСС в г. Ростове-на-Дону вводится педагогический всеобуч населения. В городе создаются 5 районных Университетов педагогических знаний. Кафедра педагогики ведет методологический семинар учителей Ленинского района. Университеты педагогических знаний создаются в школах города.

В сентябре 1964 г. при институте создаются редакционно-издательский совет, объединяющий Шахтинский, Таганрогский, Дагестанский, Северо-Осетинский, Чечено-Ингушский педагогические институты.

В научной работе института уделяется внимание развитию студенческой науке: созданный Совет научных студенческих обществ координирует работу кружков на факультетах, организует подготовку и проведение студенческих научных конференций.

Деятельность ФОПа получила одобрение комиссий Министерства культуры, Министерства просвещения, руководителей ФОПов других вузов. Опыт ФОПа был отмечен на Всесоюзном совещании деканов факультетов общественных профессий в г. Ленинграде.

С 1968 по 1978 гг. руководство вузом осуществляет Е.В. Олесеюк, который ранее был ректором ТГПИ. В этот период вуз достиг определённых успехов во всех сферах своей деятельности. 1969 г. внес ряд нововведений в жизнь вуза; было открыто новое отделение истории и английского языка, созданы новые кафедры: английской филологии, английского и немецкого языков (2-я специальность), гимнастики, лаборатория социологических исследований при кафедре философии.

Характерным для тех лет было проведение на базе вуза ряда научных конференций, в которых были представлены значительные научные кадры педвузов страны. Межвузовская научная конференция по синтаксису (июнь 1969 г., г. Ростов н/Д, РГПИ) собрала более 100 преподавателей из 28 вузов СССР, в межвузовской конференции по проблемам политехнической подготовки студентов ИПФ (июль 1969г., г. Ростов н/Д, РГПИ), участвовало 110 преподавателей из вузов РСФСР, Белорусской ССР, Казахской ССР, Латвийской ССР, Молдавской ССР, Украинской ССР, Эстонской ССР, Чувашской АССР, а также представители НИИ АПН СССР.

Развитие научных контактов, встречи с представителями педвузов способствовали дальнейшей координации исследовательской и учебно-профессиональной деятельности преподавателей кафедр, факультетов, а также признанию роли института как головного педвуза региона и страны.

В марте 1970 г. Коллегия Министерства просвещения РСФСР рассмотрела вопрос о подготовке студентов РГПИ к осуществлению трудового и политехнического обучения в общеобразовательной школе. Опыт работы института по этому направлению получил одобрение.

Эффективной подготовкой студентов к летней педагогической практике становится инструктивно-методический лагерный сбор вожатых, который проводился на базе пионерского лагеря "Юный геолог" на ст. "Морская" под г. Таганрогом. "Морская" стала хорошей школой не для одного поколения вожатых, местом творчества и общения студентов всех факультетов института.

Для научно-исследовательской работы этого периода характерным для ряда кафедр института является выполнение фундаментальных исследований и поддержание устойчивых контактов с НИИ АН СССР, с кафедрами других вузов, с одной стороны, а с другой, методическая работа по проблемам вузовской и школьной педагогики, участие в хоздоговорных работах, имеющих народнохозяйственное значение (кафедры биологии, зоологии, физики, матанализа и др.).

В 1971 г. вуз отмечал свое 40-летие. К этому юбилею институт приходит как учебное и научное учреждение. Институт готовит педагогические кадры для региона. Научные кадры готовятся для многих вузов страны: Бийского, Чечено-Ингушского, Нижне-Тагильского, Новокузнецкого, Целиноградского, Чувашского и др. (122).

Возрастает роль Ростовского – на - Дону государственного педагогического института в научной и культурной жизни региона. Институт ведет большую работе по пропаганде педагогических знаний в рамках областной организации Педагогического общества РСФСР, которую возглавлял заведующий кафедрой педагогики, член-корреспондент АПН СССР Ю.К.Бабанский.

Ориентация на творческое сотрудничество вуза и органов образования остается главным направлением института. Городской отдел народного образования, возглавляемый в эти годы к. п. н. Притыко А.П., стал зачинателем многих ценных инициатив, получивших одобрение педагогической общественности региона и страны (Городской координационный совет по внешкольной воспитательной работе, районные Дома пионеров, клубы по месту жительства, учебно-производственные комбинаты и др). В 1976 году состоялось открытие в г. Ростове-на-Дону первой в городе Академии - Донской Академии наук юных исследователей (ДАН ЮИ), созданной Северо-Кавказским научным центром высшей школы, Ростовским городским отделом народного образования, ГК ВЛКСМ, Ростовским городским Дворцом пионеров и школьников. Значительный вклад в работу со школьной молодежью внесли ректор РГУ, член – корреспондент АН Ю.А. Жданов и директор Городского Дворца пионеров З.И.Бондарчук. В ДАН ЮИ ученые города сосредоточили свои усилия на развитии творческого научного потенциала учащейся молодежи, интереса к науке.

1978/79 учебный год начался сменой руководства института. Ректором института был назначен доктор физико-математических наук, профессор Греков А.А., бывший проректор РГУ. Становятся систематическими творческие связи института с Потсдамской высшей школой (ГДР), где в течение трех недель проходила ознакомительная практика студентов инфака, в ходе которой они знакомились с жизнью страны изучаемого языка, совершенствовали навыки разговорной речи, слушали лекции преподавателей. Параллельно аналогичная практика проходила для немецких студентов, изучающих русский язык, в нашем институте.

Коллективное исследование проблемы "Совершенствование качества подготовки учителя сельской школы" ведется под руководством проректора по науке А.Н. Чалова. Преподавателями кафедр разрабатываются методические рекомендации, учебные пособия, учебники.

Вуз активно поддерживает инициативу создания комсомольских педагогических отрядов в вузах страны (Челябинский педагогический институт, МГПИ, ЛГПИ). Сводный институтский педагогический отряд "Вожатый", объединял более 1500 студентов 1-3 курсов. 9 факультетских педагогических отрядов работают в школах города, в пионерско-комсомольских клубах по месту жительства, в дошкольных и внешкольных учреждениях. При шефской помощи в школе № 35 г. Ростова-на-Дону был создан первый в стране комсомольский педагогический отряд старшеклассников, вошедший в структуру институтского педагогического отряда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (от 10 февраля 1981 г.) РГПИ был награжден Орденом "Знак Почета" - "За заслуги в подготовке квалифицированных кадров и развитии научных исследований по проблемам обучения и коммунистического воспитании подрастающих поколений».

За 50 лет своей деятельности РГПИ превратился в один ив крупнейших вузов Юга России по подготовке педагогических кадров

Пятидесятилетний юбилей стал своеобразной вехой и подведением итога работы вуза, а также точкой отсчета нового периода в истории высшего педагогического образования на Юге России. Следующее десятилетие (1981 – 1991 гг.) было насыщено коренными преобразованиями в обществе, что нашло свое отражение в деятельности высшей школы

Ростовским-на-Дону государственным педагогическим вузом в конце 70-х годов была найдена эффективная форма профессионально-педагогической подготовки учителей: учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК) в контексте комплексной программы подготовки специалистов для системы образования – "Учитель".

Комплексная программа "Учитель" объединила деятельность 32 кафедр института и 200 преподавателей, которые работали по направлениям методологических и теоретических проблем подготовки учителя, совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования, исследования процесса подготовки учителя к реализации идей реформ школы и пр. В конце 1985 г. были подведены итоги деятельности вузов выполнения планов его экономического и социального развития за XI пятилетку (1981 - 1985 гг.).

Значительную роль в развитии вуза отводится научным исследованиям. Институт был включен в систему работы по планам-заказам МП РСФСР, МП СССР и органов образования области. По плану важнейших исследований АПН СССР на 1986 – 1990 г.г. и планом-заказом Министерства просвещения РГПИ был обозначен головной научно-исследовательский организацией по проблеме "Совершенствование профессионально-педагогичес-кой подготовки будущих учителей" (Программа "Учитель"). В научном содружестве по разным направлениям данной программы участвовали около 70 вузов-соисполнителей.

В 1986 г. РГПИ и вузы региона становятся базой проведения ряда научных семинаров и совещаний: Северо-Кавказские чтения: "Актуальные психолого-педагогические проблемы совершенствования системы подготовки педагогических кадров" (октябрь 1986 г.); Всероссийское совещание по организации непрерывной педагогической практики (март 1986 г., г. Ростов н/Д); Всесоюзная Конференция "Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе" (октябрь 1986 г., г. Волгоград); Всесоюзное Координационное совещание по проблемам совершенствования заочного образования (октябрь 1986г., г. Пятигорск); Координационное совещание по проблемам психолого-педагогической подготовки учителей (сентябрь1986 г., г. Одесса) и др.

В 1987/88 уч. г. в связи с открытием в городе педучилища №2, которое начало готовить учителей начальных классов, институт открыл заочное отделение по подготовке учителей начальных классов с высшим образованием, которое было преобразовано в факультет начального образования (заочная форма обучения на базе среднего педагогического образования).

Получают свое дальнейшее развитие творческие связи вуза с коллегами из высшей школы ГДР, Болгарии, Франции, Кубы: поездки, обмен студентами, преподавателями.

Участвуя в комплексной программе «Учитель» её соразработчики и партнёры - педвузы Северо-Кавказского региона определили свои направления: Адыгейским педагогическим институтом был разработан и издан комплект: учебник для 1 классов национальной школы, учебные пособия для учащихся и учителей (автор Д.М.Тамбиева), велись разработки программы экологического образования будущих учителей, Армавирский педагогический институт разрабатывал проблемы подготовки учителей трудового обучения для сельских школ, учёные Дагестанского пединститута работали над проблемами интеграционных процессов в педагогическом образовании и функционирования школ с многонациональным составом учащихся (Э.Г.Гарунов), Ставропольский пединститут разрабатывал научную тему "Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс" (А.П.Сидельковский), Таганрогский педагогический институт разрабатывал тематику подготовки учителей физики, музыки и др.

В 1986 г. Приказом ВАК СССР от 14 ноября 1986 г. № 691-В при Ростовском-на-Дону государственном педагогическом институте был утвержден специализированный Совет К 113.22.01 по защите кандидатских диссертаций по специальности "теория и история педагогики", который возглавил ректор профессор Греков А.А. Открытие Спецсовета явилось предпосылкой для развития творческих контактов профессорско-преподавательского корпуса вуза с ведущими вузами страны и их учеными.

В 1991 г. институт отмечает свой 60-летний юбилей. К этой дате он подошел как головной педвуз Северо-Кавказского региона, Центр психолого-педагогических исследований и научно-культурный центр Юга России. Институт ведет фундаментальные и прикладные исследования в области психолого-педагогических наук, а также в сфере естественно-научных и гуманитарных знаний.

Международное признание получили фундаментальные исследования в области физики твердого тела (академик РАО, д. физ.-мат. н. проф. Греков А.А.), ученые-физики поддерживают контакты с учеными научных учреждений стран Европы, США, Японии и др.

Археологическая лаборатория сотрудничает с центрами археологических исследований Российской академии наук, Эрмитажа, Грузии, Украины, с центрами археологических исследований Германии, Франции, Швейцарии, США и др.

РГПИ осуществляет руководство отделениями педагогики и психологии СКНЦ, издательской деятельностью и подготовкой научно-педагогичес-ких кадров для региона. В Специализированном Совете по защите кандидатских диссертаций по теории и истории педагогики за 5 лет его существования с 1986 г. было защищено 98 кандидатских диссертаций, в основном по направлениям региональной комплексной исследовательской программы "Учитель".

Являясь крупным учебным и научно-педагогическим центром, головным вузом Юга России, РГПИ становится базовым институтом РАО.

В 1992 г. по поручению Президиума Российской академии образования институт проводит организационную работу по открытию Южного отделения РАО с целью проведения и координации научных исследовании в области теории и истории педагогики, психологии и смежных с ними наук, методики преподавания истории, культуры, этнографии, а также научного обеспечения системы образования молодежи и взрослого населения в многонациональных республиках, краях и областях Южно-российского и Северо-Кавказского регионов, подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Своеобразным ускорителем "прорыва" вуза в качественно новое образовательное, научно-исследовательское учреждение явился факт переименования РГПИ в Ростовский государственный педагогический университет в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 11.09.92 г. № 1691-р, приказом Госкомвуза России от 30.07.93г. № 117

В 1992 году в вузе разрабатывается Концептуальная модель многоуровневого (ступенчатого) высшего педагогического образования в региональном вузе. Структурирование нового содержания высшего образования осуществлялось в РГПУ концентрами и спирально на трех уровнях:общего высшего образования,базового высшего образования (с выдачей диплома о присвоении степени бакалавра образования), полного высшего образования (магистратура, обеспечивающая подготовку специалиста "по заказу", магистра образования).

В 1993 г. на базе Ростовского государственного педагогического университета создаётся Южное отделение РАО. Его целевые задачи: координация деятельности ученых и практиков, работающих в образовательных учреждениях; выполнение фундаментальных и прикладных исследований; научное обеспечение системы образования многонациональных республик, краев, областей; разработка зональных образовательных программ; создание региональных концепций образования и образовательных систем, способных обеспечить социальное развитие региона; участие в создании и обеспечении государственной образовательной политики; взаимосвязь с региональными органами управления образованием.

В научной проблематике нашли отражение вопросы педагогической мысли народов Северного Кавказа, становление и развитие национальных школ, воспитание культуры межнационального общения. Разработаны теоретические основы психолого-педагогической культуры и культуросообразного содержания педагогического образования.

С 1995 года в составе ЮО РАО существует НИИ социальных и педагогических проблем образования. В нем сосредоточен основной исследовательский потенциал региона по психолого-педагогическим наукам. НИИ работает по ежегодным комплексным программам, суммирующим приоритетные задачи педагогической мысли Юга России. В последние два года его тема - "Личностно-развивающие образовательные системы Южно-российского региона". С 1998 года институт участвует в федеральной комплексной программе "Дети-мигранты. Северный Кавказ: стабилизация и устойчивое развитие".

Кроме НИИ социальных и педагогических проблем образования в состав Учебно-научно-педагогического комплекса вуза входят высшие педагогические колледжи области и региона, институт "Медико-педагогических проблем образования", институт информатизации образования, Центр археологических исследований, 7 научно-исследовательских лабораторий, по изучению электрических свойств сегнетоэлектриков - полупроводников; по изучению пьезоэлектрических свойств сегнетоэлектриков; геофизическая лаборатория, проблемная лаборатория физики твердого тела; лаборатория валеологических исследований; лаборатория социальных исследований (Туапсинский педколледж), лаборатория проектирования образования.

Помимо обозначенного направления продолжается исследовательская работа по другим направлениям, целый ряд которых создавался десятилетиями:

-научная школа по физике твердого тела, включающая три основных направления: физика фотосегнетоэлектрических явлений; физика сегнетомеханических явлений; физика солитов. Научный коллектив - 3 доктора наук, 20 кандидатов наук, более 10 аспирантов. Научным руководителем является доктор физико-математических наук, академик РАО Греков А.А. Традиционные научные контакты с учеными США, ФРГ, Японии, стран СНГ. Выпускаются 2 научно-технических сборника: "Пьезоэлектрические материалы и преобразователи" и "Физика полупроводников-сегнетоэлектриков". Подготовлено более 40 кандидатов наук.

- научная школа по кафедре английской филологии включает два направления: синтаксис словосочетания и предложения в современном английском языке и актуальные проблемы лексических и фразеологических микросистем. Научный коллектив: 1 доктор наук, 15 доцентов, более 15 аспирантов. Научные руководители: проф. Власова Ю.Н., Загоруйко А.Я. Подготовлено более 30 кандидатов наук.

- научная школа по кафедре педагогики по направлению "Процессы развития педагогической культуры в новой социокультурной ситуации и их влияние на творческое самоопределение учителя в профессии". Научный коллектив: 3 доктора наук, более 20 кандидатов наук, 40 аспирантов. Научный руководитель школы - проф. Бондаревская Е.В.Основные идеи разработанной кафедрой концепции личностно ориентированного воспитания и образования включают: осуществление воспитания в контексте культуры, возврат к общечеловеческим ценностям, социальную защиту и охрану детства, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, индивидуально-творческий подход к личности. Другая сторона научно-педагогической деятельности профессора Бондаревской Е.В. связана с разработкой проблемы обновления профессионально-педагогического образования. Подготовлено более 50 кандидатов наук.

- научная школа по кафедре русского языка включает направление "Исследование синтаксических единиц в их системной связи и взаимодействии с единицами других уровней (лексического, словообразовательного, морфологического) на функциональной основе". Научный коллектив: 3 доктора наук, 8 кандидатов наук, 15 аспирантов. Начало организации научных исследований в области филологии приходится на середину 50-х годов, и до 1985 года возглавлялось видным ученым русистом профессором Валимовой Г.В. Основное направление исследований связано с анализом функционального аспекта сложного предложения и текста. Из научной школы вышли известные ученые профессора Г.Ф.Калашникова, В.В.Казьмин и др., которые возглавили проблемные группы в Ростове, Армавире, Харькове, Краснодаре.

Ученые РГПУ совместно с Северо-Кавказским Научным Центром Высшей Школы участвуют в следующих региональных и федеральных научных программах: Глобальное образование - образование для ХХ1 века. Модель для Северо-Кавказского региона (региональная программа), «Северный Кавказ: стабилизация и устойчивое развитие, раздел "Образование народов Северного Кавказа", (федеральная программа). РГПУ совместно с СКНЦ ВШ организовали и провели региональную научно-практическую конференцию "Русский национальный характер: основные ценности" (10-11 октября 1996 г.).

Значительным событием в сфере образования и культурной жизни Южно-Российского и Северо-Кавказского регионов являются традиционные психолого-педагогические чтения, которые проводятся вузом с 1981 г. С 1996 года региональные психолого-педагогические чтения совмещаются с проведением годичного собрания Южного отделения РАО. Это дает возможность участникам чтений встретиться с ведущими учеными Южно-российского и Северо-Кавказского регионов, а также других территорий, представители которых участвуют в чтениях. На чтениях находят свое отражение результаты исследований, выполненных учеными Юга России в рамках комплексной научной программы "Личностно-развивающие образовательные системы Юга России", а также исследования, представленные вузами, педучилищами, педколледжами, лицеями, школами Южного региона

Во внутривузовской научно-исследовательской работе значительное внимание уделяется развитию исследований молодых преподавателей, аспирантов, магистров. Ежегодно в вузе проводится неделя науки (апрель), в рамках которой выступают молодые исследователи, по результатам их научной работы выпускается сборник аспирантов, соискателей кафедр.

Принцип регионализации нашел своё отражение в содержании университетского образования: введение в вариативную часть учебного плана новых курсов, отражающих историко-культурные традиции Донского Края, Северо-Кавказского региона, Юга России

Наряду с регионализацией содержания образования вуз продолжает свою совместную деятельность с региональными органами управления образованием по развитию университетского комплекса и интеграции высшего педагогического образования с педагогическими училищами и колледжами и созданию единого образовательного пространства городского, областного, регионального уровней.

На основе анализа потребностей в педагогических кадрах в области и регионе вуз открывает новые специальности. За 1993-1998 г.г. на дневной форме обучения открыты новые специальности: 030100 - информатика (1993 г.); 020400 - психология (1994 г); 031800 - логопедия (1994 г.); 031300 - социальный педагог (1996 г.); 022300 - физическая культура и спорт (тренер по виду спорта); 021700 - филология (переводчик, учитель иностранного языка, 1996г.).

По заочной форме обучения за этот же период открываются следующие специальности: 010400 - физика; 030600 - технология и предпринимательство; 030800 - изобразительное искусство; 030900 - дошкольная педагогика и психология; 031800 - логопедия;

По очно-заочной форме открыты новые специальности 030300 - экономика и 021100 - юриспруденция.

К 2000 г. структура научно-педагогического комплекса РГПУ выглядела следующим образом:

- институты: институт физической культуры и спорта (образовательная структура РГПУ),

- факультеты: филологический, исторический, иностранных языков, педагогический, психологический, художественно-графический, факультет математики, физики, информатики, естествознания, технологии и предпринимательства, дополнительного образования и повышения квалификации, довузовской подготовки,

- 45 кафедр: 7 кафедр общекультурной подготовки,5 кафедр, обеспечивающих естественнонаучную и математическую подготовку, 33 кафедры специальных дисциплин;

педагогические колледжи, ассоциированные в УНПК университета: Донской, Шахтинский, Каменск-Шахтинский, Константиновский, Зимовниковский, Ставропольский, Туапсинский, Азовский, Вешенский, Волгодонской, Зерноградский, Центр "Орленок" (Туапсе);

-экспериментальные образовательные площадки и школы-комплексы: гуманитарная гимназия № 36, школа человека № 67, школы глобального образования № 27 № 97 г. Ростова-на-Дону, художественная школа № 35,многопрофильная школа № 76, психологическая школа № 39 г. Ростова-на-Дону;

-научно-исследовательские учреждения: НИИ медико-педагогических проблем образования, НИИ информатизации проблем образования, Археологическая лаборатория, Проблемная лаборатория физики твердого тела, Южно-Российский и Северо-Кавказский центр глобального образования, Обсерватория, Геофизическая лаборатория, Лаборатория валеологических исследований, Лаборатория инновационных процессов в начальной школе, Лаборатория социологических исследований (Туапсинский педколледж), Лаборатория проектирования образования, Студенческое конструкторское бюро;

Специализированные советы по защите диссертаций:

· совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по общей педагогике (13.00.01, 13.00.06, 13.00.08),

· совет по защите кандидатских диссертаций по педагогической психологии (19.00.07).

Инфраструктура: учебные корпуса - 3,учебные мастерские,общежития - 2,биостанция "Крымский", база отдыха на Зеленом острове "Мечта",обсерватория,жилые дома - 7,пристройка нового учебного корпуса.

Подразделения обеспечения образовательно-научной деятельности: учебный отдел, научный отдел, отдел заочного обучения, учебно-методический отдел, отдел международных связей, управление бухгалтерского учета и финансового контроля, административно-хозяйственный отдел, научно-исследовательский сектор (НИС),издательство, отдел кадров, библиотека, ротапринтный участок, архив.

В образовательных учреждениях научно-педагогического комплекса РГПУ обучается свыше 15 тыс. студентов. Непосредственно в университете на 12 факультетах - 8861 обучаемых, в т.ч. 7159 специалистов, 3346 бакалавров, 100 магистрантов, 561 аспирантов и соискателей, 7 докторантов.

В их обучении принимает участие профессорско-преподавательский состав численностью 498 человек среди них:3 члена Российской академии образования,7 членов других академий,3 члена иностранных академий и почетных членов обществ,3 заслуженных учителя РФ,1 заслуженный деятель науки РФ,5 заслуженных работников образования РФ,1 заслуженный изобретатель РФ,26 членов творческих союзов РФ,85 докторов, профессоров,372 доцента, кандидатов наук.

В университете функционируют два узла электронной почты, которые подключены к сетям и к учебным классам. Университет является членом Российской ассоциации компьютерных сетей RELARN и входит в сеть Академии наук РФ RUNNET. В 1998 году РГПУ был подключен по выделенному каналу к сети Интернет, был создан WWW - сервер РГПУ, на котором размещена подробная информация об университете, его факультетах, НИИ и других структурных подразделениях.

Применение компьютеров осуществляется так же и для других направлений, связанных с управлением университета: бухгалтерские расчеты (начисление заработной платы, учет материальных ценностей и т. д.); хранение информации о преподавательских кадрах и студентах (отдел кадров); информационное обеспечение вступительных экзаменов (компьютерный центр приемной комиссии); получение служебной информации по электронной почте и Интернет; создание электронной базы данных для научной библиотеки; издательская деятельность и др.

В университете ведутся активные работы по внедрению методов дистанционного обучения (ДО). Основные работы в области ДО ведутся по гранту Минобразования России. ДО внедряется как в отдельных экспериментальных группах, так и в качестве дополнения к существующей системе заочного образования. Реализация дистанционного образования идет по 2 направлениям: сокращение времени обучения в рамках непрерывной системы подготовки учителей; получение дополнительной специальности. В рамках инициативных проектов по ДО совместно с учеными из Канады и США проводится обучение студентов РГПУ по специальным программам.

Одним из важных направлений педагогического университета является определение целей и содержания воспитательной работы, осуществляемой в условиях образовательного процесса.

В концепции развития РГПУ воспитание рассматривается как "важная составная часть образовательной деятельности университета", что позволяет ставить реальные задачи приобщения студентов к социокультурным ценностям, создания духовного и предметного пространства, необходимого для их саморазвития и самореализации.

В вузе были выделены следующие приоритетные направления воспитательной работы со студентами:- профессионально-ориентированное направление, которое включает в себя содержание деятельности по формированию у студентов ответственности за уровень своей профессиональной подготовки, интереса и творческого отношения к содержанию педагогической деятельности; - общественно-молодежное направление предусматривает реализацию инициатив, творческих идей студентов, осуществление деятельности органов студенческого самоуправления, тесный контакт с комитетом по молодежной политике администрации г. Ростова и др. - досуговое направление, нацеленное на создание творческой среды в жизнедеятельности студентов, событийную реализацию календаря знаменательных событий и знаменательных дат, участие студентов РГПУ в культурной жизни города,- социальное направление предусматривающее выявление и оказание помощи наиболее незащищенным группам студентов, оказание материальной помощи нуждающимся студентам, взаимодействие с учреждениями по защите прав студентов, относящихся к льготным категориям.

На протяжении всей истории вуза в поле зрения ректората и профкома университета находились улучшение жилищных условий преподавателей, сотрудников и студентов, состояние здоровья, условия труда и отдыха, материальные проблемы сотрудников и студентов

Традиционные региональные Северо-Кавказские психолого-педагогические чтения с момента создания Южного отделения РАО приобрели статус Южно-Российских. Последние годы они проводятся в рамках годичного собрания ЮО РАО, обобщая результаты исследований ученых региона, направленных на решение теоретических и прикладных проблем личностно развивающего образования.

В последние годы развивается международная деятельность РГПУ.

Организация работ по развитию международного сотрудничества университета осуществлялась через международный отдел, созданный в 1996г. Традиционно сложившаяся география международного сотрудничества Ростовского государственного педагогического университета включает в себя Вест-Кентукский университет (США), Йоркский университет, университет Лейкхед (Канада), комитет по народному образованию провинции Хейлундзян (КНР), университет Авейро (Португалия), Королевскую Академию Английского языка (Мальта), Международный студенческий центр "Рондине Читтаделла делла паче" (Италия), Государственный педагогический университет Монголии, Технологический институт г. Дархана (Монголия). По отдельным научным направлениям ведутся совместные научные исследования с учеными университета Иваки Мейсей (Япония), университета Глазго (Великобритания), Германии, Польши, Франции.

В системе подготовки педагогических кадров значительный вклад вносит отделение заочного обучения вуза.Открытое в1931г. как сектор заочного обучения. оно являлось для многих поколений работающих учителей хуторов сельской местности, городов Дона единственным путём получения высшего педагогического образования.

Основными направлениями отделения заочного обучения по совершенствованию организационного и учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки специалистов в системе высшего заочного педобразования в эти годы являются: корректировка учебных графиков в связи с переходом по всем специальностям на новые учебные планы; совершенствование форм и методов индивидуальной работы преподавателей кафедр со студентами-заочниками;- установление контактов с педагогическими училищами; руководство учебной работой студентов в межсессионный период на периферийных УКП; - укрепление связей с органами образования и профтехобразования с целью обеспечения кадровой политики через систему подготовки специалистов с высшим образованием (набор, трудоустройство, выполнение учебных обязанностей и пр.); разработка методической литературы.

В 1991 году Государственным Комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы был разработан проект Государственной программы развития высшего образования в РСФСР, которая определила цели, стратегию и конечные результаты развития высшего образования РСФСР на период 1991 - 2005 г.г.

Значительную роль в решении проблем заочного педагогического образования сыграло учебно-методическое объединение (УМО) по подготовке учителей без отрыва от производства, созданное в соответствии с приказом Гособразования СССР от 19.04.89 г.№ 350 «Об учебно-методическом объединении педагогических учебных заведений на базе МГЗПИ».

УМО было организовано как Всесоюзный координационный и исследовательский центр на базе Московского государственного педагогического института, что явилось закреплением статуса МГЗПИ как головного вуза по проблемам заочного образования, которым он фактически является в стране на протяжении нескольких десятилетий.

В соответствии с Указом Гособразования СССР от 8.08.1989 г. № 5 «Об организации работы УМО на базе МГЗПИ» в Северо-Кавказский РМЦ вошло 8 педвузов: Ростовский-на-Дону (головной), Адыгейский (Майкоп), Армавирский, Дагестанский (Махачкала), Карачаево-Черкесский (Карачаевск), Ставропольский, Таганрогский, Чечено-Ингушский (Грозный). Председателем Северо-Кавказского РМЦ УМО был назначен приказом Гособразования СССР ректор РГПИ, академик РАО Греков А.А., заместителем - проректор по заочной форме обучения РГПИ, доц. Ситько Р.М. В результате деятельности УМО и Северо-Кавказского РМЦ удалось разработать модель новых учебных планов почти по всем специальностям, обеспечив преемственность профессиональной подготовки работников сферы образования в системе «педучилище (педколледж) - вуз». Организационной формой совместной деятельности средних и высших педагогических учебных заведений явился созданный на базе РГПИ учебно-научно-педагогический комплекс «педвуз - школа - дошкольное учреждение - педучилище» (материалы опубликованы в Ежегоднике УМО № 2, 3).

Деятельность УМО и РМЦ способствовала новому импульсу развития заочного образования, теоретической проработке проблем, связанных с этой формой образования, её организационному обеспечению, поискам путей его дальнейшего развития.

Взаимодействие вуза с учреждениями сферы образования, с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, с учреждениями сферы культуры города, области, региона, развитие международных связей свидетельствуют о саморазвитии РГПУ в новое полифункциональное образовательное и научно-исследовательское учреждение на Юге России.

В 2006 г. в Южно-Российском регионе создаётся Южный федеральный университет в рамках национального приоритетного проекта «Образование». Новое учебное заведение создано путём присоединения к Ростовскому государственному университету Таганрогского государственного технического университета, ростовского государственного педагогического университета и Ростовской государственной академии архитектуры и искусств. Суть преобразований состоит в создании университета нового типа, который впоследствии стал бы моделью высшего образования России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: