Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Празднование 500-летие РЕФОРМАЦИИ

Понятие «методология»




Понятие "методология" образовано от греческих слов methodos – способ (путь) познания и logos – учение (мысль), слово) – 1. Наука о методе. 2. Система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки. 3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

Методология – учение о путях научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения.

Выделяются несколько уровней методологии:

1. Философская методология изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гносеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология делает акцент на процессуальных характеристиках познавательного процесса.

2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.

3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной научной дисциплины.

Социологическая методология — учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, развитие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущности, назначения, возможности и границ научного социологического познания.

Необходимость выделения методологического анализа в особую область научной деятельности является общей закономерностью развития всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной. Чем сложнее научная деятельность, тем острее потребность в ее анализе.

Первоначально методологические разработки в социологии осуществлялись в рамках развития социологических теорий, в рамках обоснования объекта и субъекта социологических теорий. У классиков социологической мысли, кроме Э. Дюркгейма, нет специальных работ по анализу методологических проблем. Социологическая методология как специальная область социологического знания начала формироваться уже в XX веке. И к середине века в социологической методологии сложились различные направления. Они различались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходу, который в них использовался, по методам, которые становились предметом самой социологической методологии.




Различаются три группы понятий методологии:

1. Понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности, — идея, концепция, гипотеза, теория, факт и др.

2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта, — картина мира, образ социальной действительности, онтологические представления, подход и др.

3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты, — парадигма, метод, эксперимент и т. д.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Методология исследования определяет логику интерпретации результатов, анализа полученных данных и представляет из себя технику получения знания. Методы исследования - это конкретные, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании для изучения социального мира.

Рассмотрим требования к орга­низации исследования по классической стратегии, особен­ности порядка действий и последовательности опера­ций.

Главные элементы рабочего плана отдельного эмпирического исследования можно подразделить на четыре основных этапа:

1. Проработка проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели.

2. Разработка инструментария (чаще всего это анкета).

3. Сбор первичных данных и их обработка.

4. Теоретический анализ, интерпретация и объяснение данных в соответствии с выдвинутой гипотезой. В заключении следуют практические рекомендации.



Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования. Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов:

методологическая часть:

1. Формулировку и обоснование проблемы,

2. Указание цели, и задач исследования,

3. Определение объекта и предмета исследования,

4. Логический анализ основных понятий,

5. Формулировку гипотез;

методическая (процедурная) часть:

1. Определение обследуемой совокупности,

2. Характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации,

3. Логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на, ЭВМ.

Следует помнить, что разработка данного документа является необходимостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработан­ной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и харак­тере нужного эмпирического материала. Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.

В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают следующие виды эмпирического социологического исследования:

- разведывательное (пилотажное) исследование;

- описательное исследование;

- аналитическое исследование.

Разведывательное или пилотажное исследование - это проб­ное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества его подготовки. Но оно имеет упрощенную про­грамму и сжатый инструментарий. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и докумен­тов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики (от 20 до 100 человек).

Описательное исследование - более сложный вид конк­ретно-социологического исследования. Его цель - получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом объекте и его структурных элемен­тах. Данное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе уже апробирован­ного инструментария.

Аналитическое исследование - наиболее углубленный вид кон­кретно-социологического исследования. Цель данного исследова­ния - не только описание структуры изучаемого социального явле­ния, но и определение тех факторов, которые обусловливают его основные количественные и качественные параметры, его характер и специфику.

В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике изучаемого социального явления, а также частоты проведения исследования различают два вида конкретно-социологического исследования: точечное (разовое) и повторное.

Точечное исследование дает как бы моментальный «срез» харак­теристик объекта, информацию о его состоянии в момент изуче­ния.

Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это - исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через опре­деленные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обе­спечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяю­щиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).

Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе обеспечивают новую форму получения социальной информации - социальный мониторинг, который представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хране­ния и обработки информации через определенные промежутки времени.

Классификация социологических исследований. Типы выборок.

В зависимости от целей, возникающих в процессе управлен­ческой деятельности, а также имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т. д.) социологические исследования проводятся в различных модификациях.

Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования ориентированы на со­действие решению социальных проблем путем разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию об­щей стратегии их решения. Исследования этого типа выполня­ются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы («Наркомания и молодежь», «Эволюция политической культуры российского электората» и т. п.).

Прикладные исследования направлены на изучение и реше­ние конкретных социальных проблем. Результатом исследований этого типа являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В ка­честве исходного знания здесь используются выводы и теоре­тические подходы, полученные другими учеными, в том числе и по преимуществу — социологами, которые реализуются здесь в конкретном приложении к определенной проблеме.

Практичность прикладного исследования — в его непо­средственной устремленности на решение социальных проблем в конкретных условиях пространства и времени — «здесь и сей­час».

Этим и определяются их основные особенности:

1. В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-при­кладного, четко определены объект и предмет исследования.

2. Время на проведение теоретико-прикладного исследова­ния определяет социолог исходя из объема и сложности задачи. В прикладном исследовании время определяет заказчик. Он же устанавливает сроки и форму представления результатов. Здесь главное не объемы фактуры и качество текста, а полученный результат (небольшой объем полезной достоверной информации гораздо ценнее фолиантов с текстом сомнительного содержа­ния).

3. В прикладном исследовании социолог может (а часто, должен) по максимуму использовать готовые методики и их адаптации. В теоретико-прикладном, напротив, оригинальность замысла и программы предопределяет нестандартность всех ме­тодических процедур.

4. В прикладном исследовании этапность и сроки работы предопределяются логикой практического использования по­лучаемой информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном определяющий фактор — это логика осмысления предметной области.

5. Итоговый документ теоретико-прикладного исследова­ния — научная публикация, прикладного — социально-техно­логическая разработка.

Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования.

Данные о массовых социальных явлениях и процессах социолог может получить из двух видов источников:

1. Объективных, к которым относятся официальная государственная статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты, профессиональных союзов, общественных партий и движений и такое прочее. Они обычно представляют собой обобщённые количественные характеристики социальных общностей, явлений, процессов (например, уровень безработицы, численность и состав партий и общественных объединений, национальный валовой продукт, численность населения и другое). Но эти данные не всегда могут гарантируют точность и однозначность. Например, занижены данные о распространённости наркомании или пьянства, так как регистрируются далеко не все такие случаи.

2. Субъективных, к которым и относятся сами люди. Только от них мы можем узнать о настроениях населения или отдельных социальных групп, только с их помощью спрогнозировать результаты выборов и определить рейтинги телепередач.

При работе с людьми возникают, как минимум, две методологические проблемы:

- все данные, которые мы получим от отдельных людей, должны быть обобщены, если мы хотим охарактеризовать изучаемое явление или процесс;

- наиболее точные данные мы сможем получить, если изучить всю совокупность объектов, которые имеют отношение к изучаемой проблеме (например, перепись населения). Но такие исследования (сплошные обследования) очень трудоёмки и дорогостоящи, а в информации от субъективных источников общество нуждается постоянно. Поэтому большинство исследований бывают выборочными.

Как только нужно собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей, возникает проблема построения выборки. Её как правило используют в опросах, ориентированных на статистические методы, в исследованиях политических и культурных элит, при отборе «случаев» для включённого наблюдения и качественного анализа.

Считается, что статистические обследования населения и ресурсов зародились одновременно с первыми формами централизованной социальной и политической организации: информацию такого рода использовали при решении различных управленческих задач – начиная с политики и заканчивая строительством общественных бань еще в развитых аграрных обществах и древних городах-государствах. Иногда эти обследования принимали форму сплошных переписей населения, но чаще всего довольствовались «сведениями о какой-то части совокупности: об урожайности судили по пробному обмолоту, о партии товара – по образцу, а о прихожанах – по их духовному наставнику.

Выборка – это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом». Но вообще-то термин "выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.

Причины применения выборочного метода:

a) экономит силы и средства исследователей;

b) процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирической закономерности»);

c) реализует принцип рандомизации (случайного отбора).

«Представление о том, что отбор наблюдений должен носить случайный, непредумышленный характер, в общем, соответствует нашему интуитивному знанию об условиях вынесения объективного и непредвзятого суждения». Но стоит заметить, что теория случайной выборки не часто использовалась вплоть до конца XIX – начала XX веков профессиональными статистиками, хотя теория вероятностей достигла высочайшего уровня развития уже в XVIII – первой половине XIX веков, так как сложилось убеждение о том, что в основе отбора должна лежать не «игра случая», а поиск типичных, характерных наблюдений. «Применимость выборочного метода для изучения случайно распределённых признаков, например дохода или размера семьи, была впервые обоснована в работах норвежца А. Киэра, англичан А. Боули и К. Пирсона, а также русского статистика А.И. Чупрова.

Следующий шаг в развитии выборочного метода можно связать с именем Р. Фишера, который разработал технику рандомизации в эксперименте и выборочном наблюдении. Выборочный метод часто используется как «замена» экспериментального метода. Например, мы не можем провести эксперимент, в котором людям в случайном порядке присваиваются определённые значения переменных «пол» или «цвет кожи», но выборочный метод помогает справиться с этими ограничениями и делать выводы о взаимосвязях между разными переменными, в том числе и вышеуказанными.

На изучаемые переменные оказывают систематическое влияние посторонние факторы, которые в свою очередь мешают сделать обоснованные выводы. Единственное средство для достижения обоснованных выводов – это абсолютно случайный характер отбора наблюдений. Только равенство шансов для каждого наблюдения попасть в выборку (отбор «наугад»), гарантирует отсутствие намеренных или ненамеренных искажений.

Поэтому наилучшим способом отбора считается вероятностная или случайная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности, и для любых последовательностей таких единиц.

Определившись с понятием выборки, необходимо определить еще несколько понятий, касающихся выборочного метода.

«Все множество социальных объектов, которые являются объектом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность». Любую генеральную совокупность характеризует какой-либо значимый признак или набор признаков, по которым мы можем отнести конкретный объект к данной совокупности. А «выборочная совокупность – это уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентами. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает».

Корректное определение генеральной совокупности «включает ответы на следующие вопросы:

1) какие именно объекты (элементы) составляют генеральную совокупность – отдельные люди, семьи, академические группы, предприятия, населённые пункты или целые государства;

2) какими признаками обладают элементы генеральной совокупности, насколько они доступны для определения;

3) какова численность генеральной совокупности;

4) как генеральная совокупность размещена территориально;

5) как генеральная совокупность ограничена во времени».

Следует различать единицы отбора и единицы наблюдения. Единицами отбора являются единицы или группы единиц генеральной совокупности, которые отбираются на каждом этапе формирования выборочной совокупности и выступают единицами счёта. Единицы наблюдения – это отобранные единицы генеральной совокупности, характеристики которых непосредственно измеряются, то есть элементы сформированной выборочной совокупности. Если выборка проходит в несколько этапов (многоступенчатая выборка), то единицы отбора и единицы наблюдения могут не совпадать.

Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования. Это утверждение может вызвать недоумение: как можно получить более достоверные данные, обследовав менее половины генеральной совокупности. Как когда-то сказал Джордж Гэллап: «Если хорошо помешать суп, повар возьмёт на пробу одну ложку и скажет, какой вкус у всего горшка!». То есть можно сказать, что достоверность полученной информации может быть не только не ниже, чем при сплошном обследовании, но и выше вследствие возможности привлечения персонала более высокого класса и применения различных процедур контроля качества получаемой информации.

Кроме того, выборочный метод имеет широкую область применения. Широта области применения выборочного метода объясняется тем, что небольшой (по сравнению с генеральной совокупностью) объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различных технических средств (например, видео- и аудиоаппаратуры).

На сегодняшний день существует огромное количество классификаций типов выборки, различные исследователи по-разному классифицируют свои и чужие способы формирования выборочной совокупности. В разных изданиях можно столкнуться с различными названиями одной и той же выборки, что затрудняет процесс их изучения. Рассмотрим одну из этих классификаций, объединяющую в себе все те, которые встречаются в используемой литературе.

Количественные и качественные методы сбора информации.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.

К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники такназываемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным.

Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения» Оновные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1., которая составлена с учетом аналогичных таблиц К. Пламера и В.В. Семеновой, но отличается от них.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 8191; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 6365 - | 5671 - или читать все...

Читайте также:

 

54.226.227.175 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.


Генерация страницы за: 0.009 сек.