Информационный материал. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость

Сластенин В.А. Педагогика.- М., 2007.

А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят пло­хого знания дела. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает воп­рос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А.С.Мака­ренко).

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психоло­го-педагогических понятий оно относится; находить основную педа­гогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, пе­дагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по по­лочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходи­мых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под вли­янием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собрание более или менее полез­ных практических рекомендаций и правил воспитания и обучения. Од­ни из них касаются элементарных приемов работы и не нуждаются в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей пе­дагогического процесса и конкретизируются по мере развития теории и практики. Нормативы независимо от их характера - традиционные и инструктивные, условные и безусловные, эмпирические и рациональ­ные - являются прикладной частью педагогики. Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить совсем несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педаго­гической деятельности был творческим, неповторимым и всегда новым. Однако столь же велик может быть и вред педагогических нор­мативов. Рецептурность, косность, шаблон, неприязнь к педагоги­ческой теории, догматизм педагогического мышления, ориентация на методические установки свыше, непонимание чужого положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков, источником которых является усвоение нормативов без знания диалектической при­роды педагогического процесса.

Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают неправомерные решения, позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В де­ятельности учителя, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются, в конечном счете, все добываемые ею знания. "Открытие, сделанное ученым, - писал В.А.Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом по­рыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная зада­ча, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмо­ции как раз и заключается творческий труд учителя".

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пони­манию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые счита­ют, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, автори­тетного руководства, способного преодолевать педагогические труд­ности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бе­режного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к на­учному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида дея­тельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выде­лить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство ор­ганизатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мас­терство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опы­та деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерс­тва тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

Владение основами педагогической техники - необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: "Я сделался нас­тоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".

Необходимая в деятельности учителя культура речи - это четкая дикция, "поставленный голос", правильное дыхание и разумное использование в речи мимики и жестикуляции.. "Не может быть хоро­шим воспитатель, - писал А.С.Макаренко, - который не владеет ми­микой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь орга­низовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хо­чет'".

Если все многообразие умений и навыков педагогической техни­ки свести в группы, то структура этого важного компонента мас­терства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевыми умениями мимической и пантомимической вырази­тельности, управления своими психическими состояниями и поддержа­ния эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отно­шения к миру.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимо­действии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуаль­но-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физио­логических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаи­модействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других, прежде всего, характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности — недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.

Задание 3. На основе информационного материала к данному заданию, выполните упражнения «Здравствуйте!», «Толковый словарь», «Слоган», «Интервью от имени…» В ходе выполнения упражнений проанализируйте сформированность собственных профессионально-педагогических ценностей.

Цель: уметь анализировать содержание профессионально-педагогических ценностей педагога, понимать их влияние на качество педагогического процесса.

Рекомендации по выполнению задания: рассматривая информационный материал по данному заданию, обратите внимание не только на правила выполнения упражнения, но и на формулировку профессионально-значимых качеств педагога. Проанализируйте разные варианты поведения педагогов, сделайте вывод о роли профессионально-значимых ценностей в педагогической деятельности.

Требования к отчету по данному заданию: результаты самоанализа уровня сформированности качеств, необходимых для педагогической деятельности.

Критерии оценки задания:

- умениесамоанализа, рефлексии;

-четкость формулирования профессионально-значимых качеств педагога,

-грамотное использование категориального аппарата;

-аргументированность суждений, наличие собственной точки зрения;

-умение оформить результаты самоанализа и определить пути саморазвития;

-оригинальность, творчество.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется индивидуально, результаты обсуждаются в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: