Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум. М., 2008
Цель игры: сформировать модель профессиональной компетентности педагога.
Предварительная работа: изучение теоретических (лекционных) материалов по теме.
1. Вступительная часть.
Психолого-педагогический тренинг «Мой профессиональный педагогический мир»
- «Интервью». Первый участник задает вопрос следующему участнику на тему: «Профессиональные и личностные качества педагога». Участник отвечает на вопрос и задает свой вопрос следующему участнику. Ведущий комментирует ответ.
- Деление участников на две группы (игровая жеребьевка), придумывание названия.
2. Теоретическая часть.
Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она
отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний,
умений, навыков? Какие модели профессиональной компетентности вам известны?
3. Практическая часть.
Оформление и обоснование собственного варианта модели профессиональной компетентности педагога.
|
|
«Мозговой штурм». Команды получают по стопке пустых карточек, на которых они будут записывать идеи (компоненты профессиональной компетентности педагога) — по одной на каждой.
Ведущий информирует участников о правилах этого этапа.
1.Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
2.Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
Все карточки с составляющими модели профессиональной компетентности помечаются следующими знаками:
+ + — очень хорошая идея;
+ — неплохая идея;
0 — не удалось найти конструктива;
НР — невозможно реализовать;
ТР — трудно реализовать;
РР — реально реализовать.
Из созданного набора карточек группы формируют собственную модель профессиональной компетентности педагога и графически ее оформляют.
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям — значимости для профессии и возможности реализации.
Группы представляют собственные модели профессиональной компетентности педагога. Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.
Обсуждение.
4. Заключительная часть.
В группах проводится рефлексивная деятельность по анализу процесса работы и полученным результатам. Делаются выводы о характере общения, плодотворности взаимодействия участников. Подводятся итоги игры в целом.
Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А. С. Роботовой.- М., 2007.
|
|
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную:
1. Специальная, или деятельностная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В таблице 19 представлены различные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
Таблица 19 - Подходы к определению понятия «профессиональная компетентность
педагога»
Автор концепции | Определение понятия «профессиональная компетентность» | Составляющие (компоненты) профессиональной компетентности |
В.Н.Введенский | Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. | 1.Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой". 2.Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов. 3.Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. 4.Интеллектуально-педагогическая компетентность - комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. 5.Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные. |
Е.И. Рогов | Формирование профессионализма (компетентности): 1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. 2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в соответствующих элементах профессионального сознания. 3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в: –когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия; - в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию; - в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект. | - когнитивный; -эмоционально-ценностный; - практический (деятельностный). |
|
|
Задание 6. Дискуссия « Личностная профессиональная перспектива».
Цель: уметь выстраивать направление личной профессиональной перспективы.
Рекомендации по выполнению задания: ознакомьтесь со схемой построения личной профессиональной перспективы.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Как Вы оцениваете ценность и смысл избранной Вами профессии?
2. Каков, на Ваш взгляд, прогноз развития педагогической профессии в современном мире?
3. Содержание каких этапов ЛПП вызывает у Вас затруднения? Почему?
4. Как Вы формулируете стратегическую цель будущей профессиональной деятельности (мечту)?
5. Задумывались ли Вы о возможных препятствиях и кризисах профессиональной деятельности?
6. Каковы пути коррекции качеств, которые могут негативно повлиять на Вашу профессиональную деятельность?
7. Какие резервные варианты своего профессионального становления Вы рассматриваете?
Требования к отчету по данному заданию: участие в дискуссии.
Критерии оценки задания:
-осознанность содержания и логики профессиональной перспективы;
-ценностное отношение к профессии;
-целеустремленность;
-активность групповой деятельности;
-культура диалога;
-рефлексивность.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: работа в группах, учебная дискуссия.