Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А. С. Роботовой.- М., 2007.
Существует такое понятие как личностная профессиональная перспектива (ЛПП).
Е. А. Климов предложил следующую схему ее построения.
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы.
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.
4.Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).
5.Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.
6.Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).
7.Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микроинформационная основа выбора).
8.Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей.
9.Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям.
11.Знание о путях преодоления внешних препятствий.
12.Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда.
14. Начало практической реализации ЛПП.
Существуют и негативные факторы, осложняющие процесс профессионального становления педагога. Прежде всего, к таким факторам относятся кризисы. Р. А. Ахмеров выделил некоторые из них.
Кризис нереализованности. Человек начинает думать: «Моя жизненная программа не выполнена», «Жизнь не удалась», «Не повезло». Он не видит свои достижения и успехи или недооценивает их и в своем прошлом не усматривает существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.
Кризис опустошенности. Возникает, когда в настоящей жизни слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Человек чувствует, что «выдохся» и не способен на осуществление задуманного.
Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о будущем. Человек, обладая активностью, имея определенные достижения и ценные личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.
В тяжелых случаях эти кризисы могут сочетаться в разных вариантах («опустошенность + бесперспективность», «нереализованность + опустошенность»). Каждый человек переживает их по-своему. Но если педагог подготовлен к кризисам, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь в преодолении их другим людям.
Задание 7. Мотивы самообразования педагога
Цель: уметь определять мотивы самообразования, уметь проводить самоанализ и самодиагностику.
Рекомендации по выполнению задания:
· обсудите в группе совокупность мотивов, побуждающих педагога к самообразованию;
· дополните перечень мотивов;
· составьте ранжированный список в порядке убывания значимости мотива;
· создайте презентацию по теме;
· аргументируйте свою позицию.
Требования к отчету по данному заданию: презентация «Мотивы самообразования педагога»
Критерии оценки задания:
-адекватность понимания содержания информации;
-терминологическая корректность;
-самостоятельность и аргументированность суждений;
-умения презентации материала.
Формы и технологии учебной деятельности студентов: работа в группах.