Практическая реализация

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем. Даже само называние слова "толерантность" нами не считается обязательным. Важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Хорошо зная побочный эффект введения понятия "экология" в массовое сознание, при котором экология стала "грязной или чистой", а формирование экологического сознания, которое должно отражаться в повседневном поведении, а не только в демонстративных акциях, практически незаметно. Тоже случилось и с понятием патриотизма, который почему-то обязательно непременно связывают с военными аспектами. Дабы избежать подобной участи категории толерантности, мы стараемся находить такие формы работы, которые реально способствовали ее воспитанию, а не только приобретению в словарном запасе нового слова, понимание которого в нашей стране пока что не устоялось и более того, зачастую можно услышать: "Хорошо, что N выпустил приказ сделать всех толерантными…".

Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, нами используется учебно-исследовательская деятельность. Как уже обозначалось в других статьях этого сборника, процесс учебно-исследовательской деятельности подразумевает совместный творческий поиск неизвестного учеником и учителем. Таким образом, как базовое основание учебно-исследовательской деятельности выступает отказ от догматизма и абсолютизации истины, а основной формой взаимодействия одного человека с другим человеком выступает диалог.

Особо явно расширение границ толерантности происходит в гуманитарных исследованиях. В процессе деятельности обозначаемой целью для школьников является реализация исследования (например, сбор редких русских народных песен, анекдотов, социологический опрос и т.д.), но неявно всегда присутствует необходимость устанавливать контакты с носителями этих песен (деревенскими жителями, старенькими бабушками), общением с людьми разных социальных слоев, профессий, культур. Именно поэтому принципиальным становится организация экспедиций в различные регионы. В экспедициях и различных поездках подростки московских школ, попадая в совершенно иные неизвестные им культурные, религиозные, этнические традиции, где существуют иные особенности общения, образа жизни, образа мысли, сами начинают путем целенаправленного познания приходить к осознанию необходимости сближения позиций и к выработке толерантности. Исследовательская цель подталкивает, провоцирует на вступление школьниками в социокультурный контакт с людьми разного возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности, основной задачей становится - понять другого, понять логику его мысли, его систему отношений к миру, другому, самому себе. В ходе экспедиции приходится не только налаживать содержательный контакт с разными людьми, но и участвовать с ними в совместной деятельности. Начав свой путь взаимодействий с фиксации на различиях, в конечном счете, участники экспедиции приходят к отысканию того, что является для них общим, объединяющим. Попытки подростков понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяет их мировоззрение, формирует уважение к другой культуре, развивает рефлексию. При этом следует отметить, что сам процесс взаимодействий дополняется еще и взаимодействием с учителями и учащимися различных статусов, различных поколений, в которую они включаются как исходно равноправные по поиску решения неизвестного. После экспедиций подростки рефлексируют способы взаимодействия со своими респондентами (мы организуем и письменную рефлексию через "эссе" о поездке и устные обсуждения, но более глубоко всегда эти вопросы обсуждаются опять же в межличностном общении учителя и ученика). В результате мы, наблюдаем как, изменяясь, наши ребята сами вырабатывают в себе терпимость к инаковости.

Кроме исследовательских экспедиций московских школьников в различные регионы нашей страны нами также были организованы различные программы взаимодействия городских и сельских школьников (начиная от продуктивной деятельности при совместном проживании в одной избе, заканчивая совместными концертами и выставками). Наиболее глубинный эффект достигался именно при создании межличностных связей людей различной социальной и культурной (и т.д.) принадлежности.

В заключение обратим внимание то, что, хотя и действительно важно продумать логичные схемы организации вхождения ребят в различные культурные контексты, прописывать концепцию исследовательской деятельности с целью расширения границ толерантности, но не менее важным остается вопрос о критериях, по которым можно судить об изменениях, происходящих в мировоззрении учащихся, в их субъективном мире, благодаря реализации этих концепций и планов. Для нас этот вопрос, вопрос об обратной связи и отслеживании не только внешних результатов, но и внутренних изменений, является принципиальным. Мы постепенно задаем в традицию нашей деятельности все более разнообразные способы, позволяющие нам отслеживать, насколько реально реализуются цели организации социокультурного взаимодействия. Это принципиально для развития деятельности с целью создание среды воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.

Задание 3. Соберите из различных источников копилку трудных ситуаций речевого взаимодействия учителя и учеников на уроке, учителя и родителей (2-3 ситуации) и предложите пути их решения.

Цель: знать проблемы и особенности взаимоотношений в сфере «педагог - учащиеся», «педагог - родители», «педагог – педагог».

Рекомендации по выполнению задания: подберите трудные ситуации речевого педагогического взаимодействия из вашей школьной жизни, телефильмов, киножурналов, периодической печати, предложите пути их решения.

Требования к отчету по данному заданию: копилка ситуаций педагогического взаимодействия.

Критерии оценки задания:

- содержательность и наличие проблемы речевого взаимодействия в предложенной ситуации;

-грамотность использования категориально-понятийного аппарата;

-аргументированность суждений по решению проблемы взаимодействия;

-наличие собственной точки зрения;

-культура оформления;

-оригинальность, творчество оформления копилки ситуаций.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами в парах, решение ситуаций обсуждается в группе. Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: