Источники и механизмы финансирования инвестиций на ВТ

Источники финансирования инвестиций могут быть как собственные, так и заемные.

К собственным источникам финансирования инвестиций относятся:

- часть чистой прибыль (после уплаты налогов);

- средства амортизационного фонда. Размер амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных фондов и норм амортизации.

Заемными источникам финансирования инвестиций могут являться:

- долгосрочные банковские кредиты;

- ценные бумаги, эмитированные инвестором, под конкретный инвестиционный проект;

- привлечение инвесторов (в т.ч. на правах совместного владения);

- бюджетное финансирование (государственное, региональное, местное) – в основном для объектов, носящих социальный характер (например, строительство аэропортов в зонах, где ограниченные транспортные средства).

Классическим механизмом воспроизводства основных производственных фондов за счет собственных ресурсов является аккумулирование ежегодных амортизационных отчислений и использование их на приобретение новых. Подобный механизм характерен для простого воспроизводства основных фондов с небольшим амортизационным сроком. Но если речь идет о капиталоемких долгосрочных проектах или расширении производства, то оно может быть осуществимо только за счет новых вложений средств. Поэтому аккумулированных амортизационных отчислений для приобретения новой авиационной техники и реализации прочих подобных крупномасштабных проектов недостаточно. Необходимо изыскание новых резервов и источников финансирования.

Обновление основных фондов является приоритетной задачей отечественных авиатранспортных предприятий. Но процесс обновления основных фондов требует значительного объема инвестиций, а на сегодняшний день, практически все предприятия России находятся в тяжелом инвестиционном положении. Вследствие ряда причин обновление и модернизация действующего парка производственных фондов авиакомпании только за счет прямого финансирования из собственных источников стали практически невозможными. Поэтому для предприятий необходимо внедрение новых, перспективных механизмов инвестирования для обновления производственных фондов.

В настоящее время все большую популярность приобретает инвестирование, посредством реализации механизма лизинга (лизинговая форма инвестиций ). Это обусловлено дефицитом на предприятиях собственных финансовых источников и сложностью с привлечением заемных средств финансирования.

Применительно к предприятиям ГА определение лизинга можно сформулировать так: лизинг – это долгосрочная аренда желаемого типа авиатехники через лизинговую компанию посредством выплаты лизинговых платежей, размер которых обусловлен конкретным договором лизинга. Схема механизма лизинговой сделки представлена на рис.4.1.

Лизингодатель, предоставляя авиакомпании (лизингополучателю) основные фонды на установленный договором срок и за определенную плату, по существу реализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке. Но, с другой стороны, и лизингодатель и лизингополучатель оперируют капиталом не только в денежной, но и в производственной сфере, что сближает лизинг с инвестированием, резко поднимает его значимость для авиакомпаний. Вид лизинга, размер возмещаемой стоимости и график платежей определяются условиями двухстороннего лизингового договора.

Наиболее часто встречающимися видами лизинга на предприятиях ГА являются следующие виды: финансовый, оперативный (эксплуатационный), возвратный.


Рис. 4.1. Механизм реализации лизинга ВС

При финансовом лизинге обычно не предусматривается никаких видов технического обслуживания и дополнительных услуг. Данный лизинг не предусматривает досрочного прекращения лизингового договора, также за период лизинга полностью возмещается амортизационная стоимость ВС. При таком виде лизинга авиакомпания находит самолет у завода-изготовителя и обговаривает стоимость и условия поставки. Авиакомпания не подписывает контракт на покупку самолета, а этим занимается лизинговая компания или банк. После того, как все переговоры завершены, лизингополучатель вместе с лизингодателем производит покупку самолета и подписывает лизинговый договор с лизингодателем.

Договор при финансовом лизинге обычно заключается на длительный срок (10-20 лет), в течение этого срока самолеты поступают в распоряжение авиакомпании (лизингополучателя), являясь собственностью лизингодателя, с выплатой лизингового процента и стоимости авиатехники. В конце лизинга самолеты при полной выплате лизинговой платы могут перейти в собственность авиакомпании (если это предусмотрено договором) с выплатой остаточной стоимости или без нее (если это оговорено в договоре). При финансовом лизинге вся прибыль и риски, связанные с эксплуатацией авиатехники, берет на себя авиакомпания (лизингополучатель).

Оперативный (эксплуатационный) лизинг, предусматривает большой спектр услуг, предоставляемых лизингодателем авиакомпании: в сфере финансовых и производственных отношений, технического обслуживания, ремонта авиатехники, аренды экипажа, маркетинга, консультаций по финансовым вопросам. Расходы на все виды услуг лизингодателя включаются в платежи по лизинговому договору. Как правило, эксплуатационный лизинг не предусматривает полной амортизации авиатехники (обычно срок лизинга 5 – 7 лет), т.е. договор по эксплуатационному лизингу заключается на период меньший амортизационного срока самолета, лизингодатель предусматривает продление срока лизинга или продажу самолетов после окончания лизинга авиакомпании по остаточной стоимости. Отличительной особенностью данного вида лизинга является право авиакомпании досрочно прекратить лизинг и возвратить самолет лизинговой компании (собственнику авиатехники).

Возвратный лизинг (селенг) – это вид лизинга, при котором авиакомпания продает самолеты (свою собственность) банку или лизинговой компании с одновременным заключением о долгосрочной аренде бывших своих самолетов на условиях лизинга. В виде лизингодателя может выступать банк, страховая компания, лизинговая компания, индивидуальный инвестор. Авиакомпания, продавшая самолеты при данном лизинге, становится лизингополучателем и продолжает пользоваться ими на новых условиях лизинга. Сумма лизинговых платежей включает в себя полное возмещение расходов инвестора на покупку самолета, а также вознаграждение в виде процентов и прочие платежи.

Основной задачей предприятия на этапе принятия решения о целесообразности приобретения производственного объекта в лизинг или взятии инвестиционного кредита будет являться определение экономической эффективности инвестиций. Такая же задача будет приоритетной при решении покупки основных фондов за счет собственных финансовых источников.

Инвестиционное вложения или взятие в лизинг производственного объекта – мероприятие, ориентированное не на быстрый коммерческий успех, а предусматривающее долговременную отдачу значительного объема финансовых ресурсов, затрачиваемых предприятием. Поэтому анализ инвестиционного процесса в области экономической эффективности инвестиционных вложений и лизинговых операций является особенно значимым. Это представляется возможным после решения отдельных задач, касающихся выбора источника финансирования (выбор варианта лизинга, подходящего под деятельность конкретного предприятия), выбор показателей, по которым будет оцениваться экономическая эффективность проекта, выбор наилучшего варианта схемы погашения возвратных платежей и определение экономической эффективности инвестиционного проекта с учетом источника финансирования и схемы погашения возвратных платежей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: