Методика расчета себестоимости авиаперевозок

Для предприятий воздушного транспорта наиболее полным и достоверным методом расчета себестоимости единицы продукции является ее расчет через поэтапное определение себестоимости рейса, себестоимости летного часа и себестоимости тонно-километра.

Для пассажирских перевозок основными показателями расчета себестоимости авиаперевозок являются себестоимость рейса, себестоимость летного часа, себестоимость перевозки одного пассажира и пассажиро -километра. Такая последовательность расчетов позволяет проанализировать эффективность эксплуатации ВС на ВЛ и эффективность деятельности авиакомпании в целом, установить тарифы, способствует принятию решения о целесообразности взятия ВС в лизинг и др.

Себестоимость рейсов можно определять с использованием «Методических рекомендаций по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний», одобренных ГСГА (в настоящее время ФАВТ) в 1999 году.

Данными для расчета себестоимости перевозок служат:

- тип ВС, его летно-технические характеристики;

- план движения ВС по маршрутам полетов и типам ВЛ;

- протяженность ВЛ;

- вид коммерческой загрузки;

- загрузка рейсов.

Уровень себестоимости рейсов зависит от стоимости топлива, ставок сборов и тарифов сторонних предприятий, участвующих в производственном процессе авиакомпании, цены ВС, затрат на ТОиКР, заработной платы летного состава и бортпроводников, других составляющих калькуляции себестоимости.

Также необходимы данные по количеству ВС, налету часов, отчеты о финансовой деятельности авиакомпании, документы, отражающие фактические затраты авиапредприятия.

Расчет себестоимости рейсов основан на разделении общих затрат на две большие группы. Эти две группы затрат различаются способами расчета.

К первой группе прямых затрат отнесены статьи, непосредственно связан­ные с выполнением рейсов:

1. Аэропортовые расходы;

2. Затраты на оперативное техническое обслуживание ВС;

3. Расходы на авиаГСМ;

4. Аэронавигационные сборы;

5. Сборы за метеообеспечение;

6. Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе;

7. Расходы на содержание и питание экипажей в аэропортах;

8. Расходы на страхование пассажиров;

9. Отчисления агентствам.

Особенностью определения расходов по данным статьям является использование в качестве расчетных условий сети маршрутов, по которым выполняются авиаперевозки. Такой подход позволяет в наибольшей степени учесть реальные условия эксплуатации: технико-экономические показатели самолетов, количество перевезенных пассажиров, конкретную стоимость топлива, ставок сборов (тарифов) за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание и другие затраты.

Ко второй группе прямых затрат относятся статьи, зависящие от налета часов по типам ВС:

10. Амортизационные отчисления планера и двигателей;

11. Лизинг ВС;

12. Оплата труда ЛС и БП;

13. Начисления на заработную плату;

14. Расходы на ПТО ВС;

15. Расходы на капитальный ремонт ВС и АД;

16. Расходы на страхование ВС, профессиональной ответственности и ответственности перед третьими лицами.

Методика расчета данной группы расходов заключается в определении расходов каждой статьи в целом за год (квартал), далее определяются расходы на летный час, путем деления годовых расходов на годовой (квартальный) налет часов, после чего полученная ставка расчетов на летный час умножается на время рейса.

Эта группа затрат объективно отражает расходы авиакомпании на содержание парка ВС и персонала в себестоимости рейса.

К накладным (косвенным) расходам относят те затраты, которые нельзя прямо отнести на один рейс, т.к. они связаны с выполнением нескольких рейсов. К таким затратам относятся затраты на управление, расходы на содержание служб общехозяйственного назначения и прочие расходы.

К накладным относят следующие расходы:

- оплата труда наземного персонала с отчислениями на социальные нужды;

- прочие производственные общехозяйственные расходы, не отраженные в вышеуказанных статьях (содержание офисов, командировки, содержание служебных автомашин и др.).

Данные расходы определяются в целом для авиакомпании, затем распределяются на рейс по типам ВС и по рассматриваемым рейсам, пропорционально выполненному (планируемому) объему работ в тонно-километрах или пассажиро- километрах. Расходы по оплате труда наземного персонала и отчислениями на социальные нужды распределяются пропорционально объемам работ или пропорционально заработной плате ЛС и БП с учетом социальных отчислений.

Себестоимость летного часа по типам ВС определяется:

1. Сумма расходов (1-9) умножается на общее число рейсов за квартал и делится на соответствующий налет часов.

2. К полученному результату прибавляется сумма расходов (10-16), которая рассчитана на летный час.

3. Далее прибавляются накладные (косвенные) расходы, деленные на налет часов по типу ВС.

Определить себестоимость единицы авиатранспортной продукции (себестоимости тонно-километра) можно через себестоимость летного часа и часовую производительность. Тогда, себестоимость тонно-километра i -го типа ВС будет равна:

,

где: - себестоимость летного часа i -го типа ВС, ден. ед/ч;

- часовая плановая производительность i -го типа ВС, ткм/ч.

Аналогично можно определить себестоимость пассажиро-километра при пассажирской плановой производительности.

Комплексный, обоснованный, понятный расчет себестоимости рейсов, летного часа, тонно- и пассажиро-километра для воздушных судов позволяет свести (минимизировать) риск убытков авиапредприятия и в конечном итоге повысить эффективность его деятельности на конкурентном рынке авиаперевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: