Реклама и вопросы морали

Моральной оценке подлежит, прежде всего, сам факт психологического воздействия на миллионы людей. Допустимо ли оно? Некоторые специалисты изредка задумыва­ются над этим вопросом, другие же убеждены в том, что такое воздействие прогрессивно: быстрое развитие США, утверждают они, стимулируется систематически возбуж­даемым чувством чувства. В доказательство приводят мно­го примеров из разных отраслей неудовлетворенности и призывом приобретать все больше товаров для ликвида­ции этого промышленности и самодовольно восклицают:

"Как все довольны!" В действительности не все довольны и далеко не всем нравится это непрерывно культивируемое стяжательство, якобы обеспечивающее Америке постоян­ное процветание. Что же произойдет с народом, когда он убедится, что такую уверенность в него вселяют руково­дители промышленности и правительства ради своих эгои­стических целей? По существу, ни один из вышеприведен­ных примеров не достоин положительной моральной оцен­ки: ни поощрение хозяек к импульсивной трате денег, ни эксплуатация человеческих слабостей, ни развращение де­тей рекламой, ни вся эта расточительность, которую вну­шают населению. Это понимают и некоторые специалисты, занимающиеся такими делами. "Можно сказать, — пишет один из них, Николае Сэметэг, — что пользоваться дове­рием человека, эксплуатировать его неправильные пред­ставления, превращать в капитал его незнание с точки зре­ния морали достойно порицания". "Ничем нельзя оправдать игру на зависти, алчности, ненависти, — пишет другой спе­циалист, Миллер, — в конце концов, это влечет за собой неуважение к человеку". "В прошлом, — писал журнал "Нейшн", — социологи исследовали неразумное поведение человека, с тем, чтобы его исправить, ныне же им с выго­дой торгуют". "У нас нет доказательств, — пишет Бернайс Аллеи, — что большое количество материальных ценнос­тей, например, автомобилей, сделало бы кого-нибудь бо­лее счастливым, — на самом деле факты говорят, по-ви­димому, об обратном". Куда же может привести такая пропаганда безграничного потребительства? Директор рекламного отдела одной крупной фирмы отвечает на этот вопрос так: "Если мы создаем общество только для того, чтобы удовлетворить автоматизированное производство, то мы можем разрушить самое ценное в нашем обществе". А известный экономист Роберт Лекахман заявляет: "Все эти хорошие вещи, достойные всеобщего восхищения, вызва­ли вместо этого хроническую экономическую ипохондрию". А доктор Дихтер проповедует комфорт, роскошь, престиж и вообще борьбу с американским пуританством и преимущества гедонистического отношения к жизни. Возникает, таким образом, моральное разногласие, и к числу осужда­ющих присоединяются в некоторых случаях представители религии. Одновременно со спорами между специалистами возникают некоторые формы протеста и у рядовых потре­бителей рекламы. Люди стали так скептически относиться к рекламе, что на них, кажется, никакая психологическая атака уже не действует. (Не это ли заставило специалис­тов по рекламе обратиться к области подсознательного?) Против таких атак появились мощные защитные механизмы. Люди не дают себя убеждать и в каждой обстановке пользуются возможностью выбора. А если человек знает, что произойдет дальше, он не дает себя серьезно обработать.

Продукт рекламы — это точное понимание ре­-

шаемых маркетинговых задач, стоящих перед

производителем и рекламодателем.

Константин Антипин,

шеф-редактор журнала "Маркетолог"

Глава 3. Телевизионная реклама:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: