Случайная (вероятностная) выборка – это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена (спроектирована).
Вероятностные методы включают:
- простой случайный отбор,
- систематический отбор,
- кластерный отбор,
- стратифицированный отбор.
Простой случайный отбор предполагает, что вероятность быть включенным в выборку известна и является одинаковой для всех единиц совокупности. Выделяют случайный повторный (с возвращением) отбор, случайный бесповторный (без возвращения) отбор.
Систематическая выборка (отбор) – процедура отбора каждого k-го элемента из списка элементов генеральной совокупности.
Стратифицированная выборка (stratified sampling) – вероятностная выборка, обеспечивающая равномерное представительство в выборочной совокупности различных частей, типов, групп и слоев населения.
|
|
Гнездовая выборка – вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Гнездом называют единицу отбора высшей ступени, состоящую из более мелких единиц низшей ступени.
Неслучайная (невероятностная) выборка – это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка.
Выделяют два основных вида неслучайного отбора:
- направленный отбор (другие названия – целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);
- стихийный.
Направленный отбор характеризуется выбором единиц по какому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами.
Метод типичных представителей часто оказывается удобным на высших ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количеством объектов. Отбор типичных объектов может в достаточной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов.
Метод «снежного кома» (snowball sampling) – разновидность целенаправленного выбора, при котором предполагается, что отбор дополнительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных.
Стихийные выборки формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка «первого встречного», опросы покупателей в залах супермаркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.д.
|
|
К стихийному отбору тесно примыкает метод основного массива. Метод основного массива представляет опрос 60-70 % генеральной совокупности.
Кроме того, к невероятностным методам отбора относятся также:
- отбор на основе принципа удобства;
- отбор на основе суждений.
Смысл метода отбора на основе принципа удобства заключается в том, что формирование выборки осуществляется самым удобным с позиций исследователя образом, например, с позиций минимальных затрат времени и усилий, с позиции доступности респондентов. Формирование выборки на основе суждений основано на использовании мнений квалифицированных специалистов, экспертов относительно состава выборки.
Квотная выборка – микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности. Нужные данные обычно берут из статистических справочников.
В реальной практике чаще всего применяется многоступенчатая выборка, построенная с применением процедуры поэтапного отбора объектов опроса! |
К многоступенчатому отбору прибегают в тех случаях, когда генеральная совокупность имеет настолько большой объем, что простой случайный или систематический отбор элементов привел бы к чрезмерному распылению выборки по всей территории. Попросту говоря, такой метод применяют в тех случаях, когда изучают достаточно большие группы людей или крупные общности, например, регион или город.
Совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем. Соответственно различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т.д. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения.
Обоснование выборочной совокупности.
В исследовании целесообразно использовать многоступенчатую районированную квотную выборку.
На первой ступени при проведении стратифицированного отбора выборочная совокупность разбивается на группы по месту проживания (районы г. Тулы: Привокзальный, Пролетарский, Советский, Зареченский, Центральный).
Следующая ступень – квотный отбор. Квотный отбор позволяет создать выборку, отражающую характеристики генеральной совокупности по заданным параметрам. При использовании данного метода отобраны два признака, по которым будет контролироваться выборка (пол, возраст). Количество единиц в выборке, обладающих этими характеристиками, должно быть пропорционально количеству таких единиц в генеральной совокупности.
Попадание людей в выборочную совокупность определяется стихийным отбором в ходе уличного опроса с последующим (если потребуется) «ремонтом» выборки посредством дополнительного массива (50 человек) в соответствии с квотами, для обеспечения большей репрезентативности и снижения ошибки выборки.
Такие признаки выборочной совокупности, как социальный статус и уровень образования являются «плавающими» и, как правило, не репрезентативны по отношению к единицам генеральной совокупности. Вместе с тем, в настоящем исследовании они должны быть учтены в качестве базовых факторов.
В статистике приняты следующие разграничения объемов выборки. Объем выборки, достаточный для взаимопогашения случайностей и получения статистических характеристик закономерного характера, равен 30. Выборка такого объема называется малой.Характер распределения значений признака в малых выборках приближается к нормальному с ростом числа испытаний. Минимальный объем выборки, позволяющий получить средние значения признака с указанием доверительных вероятностей, равен 5. Выборки такого объема называются сверхмалыми. Но чаще всего в социологии имеют дело с гораздо большим объемом выборки.
|
|
Объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, в том числе от целей и задач, теоретической модели, гипотез и методов исследования, степени однородности генеральной совокупности, наконец, требующейся точности получаемой информации.
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.
Наряду с термином «ошибка репрезентативности» в отечественной литературе можно встретить другой – ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.
Определение объема выборки зависит также от уровня доверительного интервала допустимой статистической ошибки. Здесь имеются в виду так называемые случайные ошибки, которые связаны с природой любых статистических погрешностей. В.И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5 %-ной ошибки (табл. 1):
Таблица 1
Расчеты репрезентативной выборки
Объем генеральной совокупности | ||||||||
Объем выборки |