Эмпирического исследования

Надежность данных существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но и от конструкции самого вопроса, целесообразность кото­рой диктуется конкретной задачей и условиями опроса.

В зависимости от цели постановки вопроса они подразделяются на следующие типы: содержательные или результативные и функциональные. С помощью результативных вопросов исследователь делает вывод об определенных явлениях и их взаимосвязях. Для функциональных вопросов на первом плане стоит функция оптимизации, упорядочения течения опроса. Выделяют несколько видов функциональных вопросов: функционально-психологические, фильтры и контрольные.

Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, возникающих у респондента.

«А теперь несколько вопросов о…» или «Существует мнение, что…»

Особо следует выделить «вопросы-глушители»,с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные по­яснительные комментарии и оговорки. Цель подобных формулировок — создать психо­логический комфорт респонденту.

«По Вашему мнению», «Как Вы думаете» и т. п.

Для контроля состава опрашиваемых по уровню осведомленности в теме опроса используют так называе­мые прямые фильтры.

14. Работаете ли вы в настоящее время?

01 – да = > переход к вопросу 15

02 – нет = > переход к вопросу 20

Контрольные вопросы уточняют, дополняют сведения, получен­ные в основных вопросах.

Укажем некоторые формы контроля.

1) Контроль по частям.

Вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?» — (пятичленная шкала отве­тов) дополняется двумя контрольными: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» («да» — «нет» — «не думал») и «Если бы Вы временно не работали и могли вы­бирать новое место работы, вернулись бы на прежнюю работу?» («да» — «нет» — «не знаю»).

В опросном листе основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улав­ливал прямой связи между ними. Поэтому они переме­жаются другими темами, не относящимися к данной. Иногда для этого используют вопрос-«глушитель».

2) Реальная ситуация контролируется вариантами проективной (согласились бы вы в случае потери работы на год-два уехать поработать?). Проективные ситуации дают хорошую основу для контроля общей направлен­ности суждений и ценностных ориентации.

3) Косвенные вопросы контролируют ответы на прямой. В этом случае косвенный вопрос предшествует прямому (основному).

4) В таком же отношении находятся личные и без­личные вопросы.

5) Открытый вопрос может выступать как конт­роль к закрытому и наоборот.

Многократному конт­ролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основны­ми задачами исследования.

Здесь следует назвать вопросы-ловушки, которыепомогают определить добросовест­ность респондента. Лица, отвечающие на такие вопросы, подозреваются в невнимательности или заведомой недобросовестности.

Какая партия выражает ваши интересы?

01 – Единая Россия

02 – Единая Родина

03 – Справедливая Россия

04 – ЛДПР

05 – Яблоко

06 – Правое дело

07 – КПРФ

08 – другое ___________________________________________

09 – ни одна партия не выражает мои интересы

10 – затрудняюсь ответить

В зависимости от наличия или отсутствия возможных ответов вопросы делятся на открытые и закрытые.

Открытые вопросынеобходимы на стадии опреде­ления области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их соз­нании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей.

Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, ко­торые очерчивают контекст высказанных суждений.

Другой недостаток открытых вопросов – трудности обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов — процедура сложная и трудо­емкая. Но самое главное — здесь требуется высокое ис­кусство «расшифровки» реальных смыслов, вкла­дываемых респондентами в их суждения.

«Что, на Ваш взгляд, представляет собой демократия?»

Закрытые вопросы позволяют более строго интер­претировать ответ. Рамки соотнесения оценок и сужде­ний определяются здесь набором единых для всех оп­рошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопо­ставлять данные в равных условиях. Появляется воз­можность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.

Существует несколько видов закрытых вопросов:

- «да – нет» («Работаете ли Вы в настоящее время?»). Употребление такого вида вопроса сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, мнений и установок («Нравится ли вам…?», «Хотели бы Вы?...»), поскольку вызывает смещение ответов в положительном направлении.

- альтернативные вопросы, их отличает уравновешенность формулировок («Как часто Вы находите общий язык с различными группами людей?»), а также предполагаемые ответы носят взаимоисключающий характер (Невозможно одновременно участвовать и не участвовать в выборах). Разновидностью альтернативного вопроса являются вопросы-диалоги («Существует мнение, что демократические системы не слишком пригодны для поддержания порядка. Согласны ли Вы с этим?»), вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы, позволяющие выявить интенсивность.

- «вопросы-меню» позволяют опрашиваемому выбрать несколько ответов, и в этом его коренное отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного. Респондент может выбрать один, два или больше ответов. Иногда «вопросы-меню» разрабатываются таким образом, что допускается выбор лишь ограниченного числа ответов.

Из каких источников вы получаете информацию о партиях (партии)? (Допускается выбор не более 3-х позиций)

01 – принимаю участие в работе и мероприятиях партии

02 – на встречах, организованных партией

03 – читаю в газетах

04 – слышу по радио

05 – Интернет

06 – из передач телевидения

07 – от родственников, друзей, знакомых

08 – от товарищей по работе, деловых партнеров

09 – из выступлений лидеров партий

10 – из афиш, плакатов, других предвыборных материалов

11 – затрудняюсь ответить

Постановка закрытых вопросов предполагает соблю­дение следующих основных требований:

1) Главное – максимально предусмотреть возмож­ные варианты ответов. Используют также полузакры­тый вариант, в котором оставляется прочерк для до­полнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...".

Насколько вы вовлечены в работу политических партий?

01- являюсь лидером регионального представительства

02- являюсь активистом

03- являюсь рядовым членом

04- являюсь добровольным помощником

05- другое (укажите, что именно)______________________

2) Формулируя варианты ответов, сле­дует помнить три важных правила, подтверждаемых эк­спериментальными исследованиями:

- первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа (отвечающий на вопрос чаще выбирает первые под­сказки, реже — последующие);

- варианты ответа должны быть примерно рав­ной длины (чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить);

- все варианты ответов сле­дует выдерживать на одном уровне конкретности, чем более общий (абстрактный) характер имеет под­сказка, тем меньше вероятность ее выбора.

3) Никоим образом нельзя комбинировать не­сколько идей в одной фразе, например: "работа инте­ресная и хорошо оплачивается"; "работа хорошо опла­чивается, но неинтересная". Следует перечислить оба признака и предложить оценить их значимость по шкале интенсивности.

4) Нельзя печатать всю серию положительных вариантов ответов подряд и следом за нею — серию отри­цательных или наоборот. В этих случаях мнение навя­зывается самой последовательностью предложенных ва­риантов.

5) Список предложенных ответов иногда столь об­ширный, что опрашиваемые устают по мере продвиже­ния к его концу и с последними группами суждений ра­ботают менее внимательно, чем с первыми, или же начи­нает действовать сила инерции в ответах.

Установлено, что у некоторых людей обнаруживает­ся эффект монотонного «за» или «против» реагирования («галло-эффект»). Такие люди, ответив «да» на первый вопрос, отвечают «да» и на второй, и на третий, и так до 4—5 монотонных «да» или «нет» в случае ответов на од­нотипные вопросы. «Галло-эффект» особенно опасен, если серия суждений, в отношении которых позиции оп­рашиваемых заведомо сходны, сопровождается суждени­ем, где эти позиции заведомо различаются.

«В какой мере Вы согласны с тем, что: надо соблюдать существующие законы: уважительно относиться к стар­шим по возрасту; соблюдать данное обещание; поддер­жать своих друзей и близких; быть терпимым к чу­жим мнениям?» Последний пункт явно «выпадает» из монотонного ряда согласия, но в этом контексте он име­ет большие возможности быть отмеченным утверди­тельно по инерции.

Это явление психологической ри­гидности. Чтобы уберечься от искажения данных такого рода, используют простой прием: вопросы-«глушители».Перемежают однотипные вопросы и подсказки другими, отличными от них по содержанию. Иногда для такой цели используют вовсе не нужные темы, единственное назначение которых — отвлечь внимание, устранить мо­нотонность.

6) Ограничения выбора вариантов ответа могут быть жест­кими и нежесткими. Это зависит от программной цели вопроса и его смысла. Если по смыслу вопроса возмож­ны комбинации разных выборов, притом в любом коли­честве, нельзя без особых пояснений ограничивать вы­бор условием: «Укажите не более трех наиболее важных пунктов», например, при перечислении возможных источников информации. Однако в том же случае, если цель вопроса — выявить доминанту интереса, отношения, оценки и т. п., ограничить выбор вполне целесооб­разно. Важно объяснять ограничения выбора.

7) Важную роль выполняет вариант, предполагаю­щий возможность уклониться от ответа на закры­тый вопрос: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю», т.о. рес­понденту представляют достаточную свободу. Это по­буждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.

В целом, сопоставляя возможности открытых и зак­рытых вопросов, можно сказать, что при первом подходе к теме необходимо пользоваться открытыми вариантами (трудно предусмотреть разброс ответов). Поэтому на ста­дии разведки открытый вопрос обладает несомненными преимуществами. В описательных исследованиях удобнее пользоваться закрытыми и полузакрытыми вопросами.

В зависимости от формулировкивопросы делятся на прямые и косвенные вопросы.В прямомварианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый

Состоите ли Вы в каких-либо общественных организациях? (можно указать несколько позиций)

01 – являюсь членом профсоюза

02 – состою в спортивном объединении

03 – занят (а) в службах социально-психологической помощи

04 – участвую в деятельности экологических организаций

05 - участвую в деятельности правозащитных, организаций

06 - участвую в деятельности женских организаций

07 - участвую в деятельности молодежных организаций

08 – нигде не состою

От­вет на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Он ставится в случае, если затро­нуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Такие вопросы называют «сенситивными» (чувствительными). Способы перевода из прямой в косвенную форму зависят от содержания темы.

Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — перевод из личной формы в безличную.

Личные и безличные вопросы в равной мере отно­сятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный харак­тер. Вместо личного прямого вопроса: «Как Вы счи­таете?» — косвенный, безличный: "Некоторые полагают, что... Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?" Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается. Безличная и полубезличная форма вопроса употреб­ляется для выявления мнений, расходящихся с обще­принятыми. Личная и безличная формы вопросов помогают так­же определить степень персональной заинтересованнос­ти или «уровень» включения индивида в различные со­циальные ситуации.

Целесообразно комбинировать все указанные формы вопросов, понимая особенности их восприятия респон­дентом и особенности содержания информации, извле­каемой из его ответов.

По содержаниювопросы подразделяются:

- вопросы о фактах;

- вопросы о знаниях;

- вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения.

Главные требования к вопросам первых двух типов.

1) следу­ет выяснить уровень компетентности опрашиваемого в данной области и по данному предмету. Данные тех, кто максимально осведомлен о проблеме, обрабатываются отдельно от менее достоверных сведений, полученных от остальных опрошенных.

«В какой мере вы считаете себя информированным о деятельности региональной и местной власти?». Интерес для анализа представляет позиция респондентов, выбравших варианты ответов «достаточно информирован» и «в основном информирован»

2) Важно четко отделять событийную информацию от оценок и интерпре­тации. В формулировке вопросов событийного характера не должно содержаться оценочных выражений вроде: «много-мало», «хорошо—плохо», «сильно-слабо», «удач­но-неудачно», «достоверно-недостоверно» и т. д.

3) В вопросах о давно происходивших событияхнедостоверность сведений может объясняться ошибками памяти. Следует помочь опрашиваемому восстановить общий контекст ситуации. Нужно проверить достоверность наводящими вопроса­ми.

4) Максимальная дробность пунктов информа­ции — хорошее основание достоверности сведений о событиях.

Вопросы на мотивацию, оценки и мненияпредстав­ляют наиболее сложную часть процедуры.

1) Особенно опасны «наводящие» вопросы, внушаю­щие определенный ответ. Так, в следующих примерах ответ внушается интервьюером:

Любите ли Вы свою работу? (высказано сомнение: интервьюер явно заинтересован в ответе, но в каком именно — это неясно опрашиваемому; он будет старать­ся уловить, какой ответ желателен). Вы любите свою работу? (в зависимости от ударения и интонации внушается определенный ответ). Вы не любите свою работу, не так ли? (утверждение, которое предполагает согласие). Нравится или не нравится Вам Ваша работа? (кате­горический вопрос, требующий окончательного реше­ния, тогда как возможна целая гамма промежуточных состояний и оценок). В какой мере Вас привлекает выполняемая работа? - работа очень нравится, - пожалуй, нра­вится, - трудно сказать определенно, - скорее не нравит­ся, чем нравится, - совершенно не нравится.
Как вы относитесь к абсурдному предложению запретить деятельность политических партий на территории РФ? (Заведомо предполагается, что респондент не принимает указанное предложение) 01 – положительно, партии вносят хаос в политическую жизнь 02 – положительно, следует запретить все оппозиционные партии 03 – отрицательно, это приведет к диктатуре 04 – отрицательно, это дестабилизирует политическую … Как вы относитесь к предложению запретить деятельность политических партий на территории РФ? 01 – положительно, партии вносят хаос в политическую жизнь 02 – положительно, следует запретить все оппозиционные партии 03 – отрицательно, это приведет к диктатуре 04 – отрицательно, это дестабилизирует политическую …

2) Стереотипные формулировки вопроса вызывают столь же стереотипные ответы. Опрашиваемые будут стремиться отыскать наиболее распространенный стереотип (в опытах на конструирование таких вопросов мы получили концент­рацию ответов во втором варианте).

Нежелательно в качестве варианта ответа предлагать суждения: «труд есть средство существова­ния», «труд — средство существования и морального удовлетворения», «труд — источник морального удовлет­ворения». Менее стереотипная формула даст более широкий разброс мнений: «работа хороша, если хорошо оплачивается», «заработок — глав­ное, но надо думать и о смысле работы», «главное — смысл работы, но нельзя забывать и о заработке».

3) Лобовые вопросы: «Почему Вы так считаете?», «Если да (или нет), то почему?». Желая выяснить основание оцен­ки или мнения, исследователь как бы принимает позу следователя. Чтобы добиться развернутого ответа, вместо общего «почему?» желательно предусмотреть более детализиро­ванные вопросы:

а) Конкретная ситуация, в кото­рой высказываются оценки и мнения или контекст вос­приятия респондентом событий («Как случилось, что…? Каковы были обстоятельства, в которых Вы…?).

б) Содержание побуждения, мо­тива поступков или оценок («Что в общем показалось Вам наиболее привлекательным…?»).

в) Попытка определить атмосферу общественного мнения среды, в которой действовал субъект («Что думали об этом Ваши родные, друзья, зна­комые? Советовались ли Вы с ними, или они Вам что-то советовали?»).

г) Собственно мотив поступков, действий, оценок («Можно сказать, что в конце концов Вы приняли решение о …? Не могли бы Вы указать эти основа­ния?»).

д) Контрольный вопрос на специфичность мне­ний или оценок относительно ситуации («Если бы Вы имели другие возможности выбора, как бы Вы посту­пили…?»).

4) Проективные вопросы— хороший способ выя­вить общую направленность интересов, мотивов деятель­ности, ценностные ориентации. Респонденту предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения ли мнения в заданных условиях.

5) Вопро­сы на интенсивность мнений.Фиксируется степень уверенности в сделанном выборе: «В какой мере Вы уверены в своем выборе?» — с вариантами ответа: «Совершенно уверен — уверен — не очень уверен—трудно сказать». Можно использовать «шкалу—термометр»: 100... 90... 80... 70... 60... 50 — с просьбой отметить степень уве­ренности («Обведите в кружок соответствующее деле­ние»).

По критерию времени, к которому отнесены события, составляющие смысл вопроса:

- ретрос­пективные вопросы относятся к прошлым событиям, описанию ситуа­ций в прошлом, тогдашних настроений и взглядов.

Участвовали ли Вы в указанных ниже действиях?

- проективные — обращают к возможному будущему или воображаемой ситуации.

Представим себе такую ситуацию: ваше предприятие ликвидируется. Сможете ли Вы самостоятельно найти себе новую работу?

01 – уверен, что смогу

02 – наверное, смогу

03 – не смогу

- те­кущие — предлагают описание и оценку данных условий, ситуаций и субъективных состояний респондента.

В каком настроении вы чаще всего бываете последнее время?

01 – как правило, в очень хорошем

02 – как правило, в нормальном, ровном

03 – часто бываю в напряженном состоянии, испытываю раздражение

04 – нередко испытываю безысходность, страх, тоску

05 – другое (укажите)______________________________________

Итак, выяснение мнений — довольно сложная про­цедура, предполагающая отбор со стороны компетентно­сти, уточнение мотивов оценок и т. д. Для такого рода процедур можно использовать технику постадийного развертывания вопроса.

1) Фильтрующий вопрос, предназначенный для отсе­ивания некомпетентных,

2) Прямой вопрос, выявляю­щий общую направленность мнения, обычно такого типа: «Что Вы думаете по поводу...?» или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках (такого-то общественного действия, высказывания...)?»,

3) Дихотомический вопрос, уточняющий общую направленность: «Если брать в це­лом, Вы одобряете или осуждаете, согласны или не соглас­ны…?»; «Вам нравится или не нравится?...»,

4) Уточнение основания оценки или мнения, которое обычно вводится фразой: «Если в основном Вы не согласны с тем, что..., не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одоб­ряете..., чем это можно было бы объяснить?», или «Итак, Вы высказались «за» (или «против») того-то. Пожалуйста, объясните свое мнение...»,

5) Последний вопрос: опреде­ление интенсивности мнения: «В какой степени Вы уве­рены в своем суждении?» или «Насколько Вы уверены в своей оценке?». И далее следует шкала интенсивности мнения.

* * * * * * *

1.Проиллюстрируйте примерами (по 2 примера) следующие понятия: закрытый и открытый вопросы, вопрос-фильтр, вопрос-меню, прямые и косвенные вопросы, личные и безличные вопросы, основные и контрольные, ретроспективные вопросы, вопросы-«ловушки», вопросы-«глушители», проективные, функциональные, табличные вопросы, постадийное развертывание вопросов.

2. Используя бланки интервью, предложенные в приложениях 3-7, назовите какие типы вопросов Вы использовали.

3. Сформулируйте 3 основных правила, которыми следует руководствоваться при подготовке вариантов ответа в закрытом вопросе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: