Указанные в схеме шкалы предназначены для квантификации одномерных распределений, т. е. измерения некоторой протяженности в одном и только в одном континууме свойств. Фактически же нередко пользуются многомерными измерениями, моделирующими объект.
Рассмотрим подробнее каждую из типов шкал.
Упорядоченная шкала наименований (простая номинальная шкала) устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Пункты шкалы – эталоны качественной классификации свойств.
Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий), с одной стороны, включает индивидов, равных по одному из значений изучаемого признака. Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой стороны, каждая из выделенных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку. С помощью номинальной шкалы могут быть измерены такие признаки, как пол, профессия, факультет, мотивы любого социально значимого поведения, жизненные планы и т.д.
|
|
01 – равенство всех граждан перед законом
02 – свобода
03 – независимость суда
04 – свободные выборы
05 – возможность свободно высказывать свои политические взгляды
06 – свобода вероисповедания
07 – избрание Президента непосредственно народом
08 – участие граждан в референдумах по важным вопросам
09 – право выбирать между несколькими партиями
10 – участие в управлении предприятиями
11 – наличие частной собственности
12 – наличие оппозиции, контролирующей Президента и Правительство
13 – право на забастовку
14 – свободное членство в какой-либо партии
Частично упорядоченная шкаласлужит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах «больше» или «меньше» между несколькими, но не всеми классами. Она обычно используется как промежуточный этап при разработке полностью упорядоченных шкал. Иногда, однако, ранжировать весь ряд не удается.
01- положительно оцениваю политику по демократизации России 90-х гг. XX века, были заложены основы демократии (права и свободы граждан и т.п.)
02- положительно оцениваю политику по демократизации России 90-х гг. XX века, страна должна была перейти к рыночной экономике
|
|
03- отрицательно оцениваю политику по демократизации России 90-х гг. XX века, это было время смуты и безвластия
04- отрицательно оцениваю политику по демократизации России 90-х гг. XX века, мы меньше приобрели, чем потеряли (обнищание населения и т.п.)
Порядковая шкала (полностью упорядоченная шкала наименований) устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях «больше» и «меньше» между всеми без исключения классами.
Упорядоченные номинальные шкалы общеупотребимы при опросах общественного мнения. С их помощью измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями.
01 - вполне согласен
02 - пожалуй, согласен
03 - затрудняюсь ответить
04 - пожалуй, не согласен
05 - совершенно не согласен
Упорядоченные номинальные шкалы имеют и более сложные конструкции. Весьма часто употребляемая разновидность шкал этого типа – ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому.
"Из перечисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы...) выберите самое для Вас предпочтительное, затем — наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему".
Численность объектов для ранжирования не может быть слишком большой, например – 15. В противном случае данные ранжирования крайне неустойчивы. Кроме того, в любом варианте более устойчивы первые и последние ранги (при повторных опросах опытных групп они обычно приписываются тем же объектам), а срединная зона, как правило, менее устойчива.
Класс метрических шкал, в отличие от номинальных, устанавливает отношение между пунктами не просто в понятиях «больше» – «меньше», но позволяет фиксировать величину интервала.
Шкала интервалов представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно избранной величины.
В отличие от номинальных или ранговых измерений значения переменных, измеряемых с помощью интервальных шкал, изменяются непрерывно, они представляют собой численные величины, а не категории. Поэтому количество различных наблюдаемых значений может быть так велико, что частоты и процентные отношения не в состоянии эффективно просуммировать данные. В самом деле, при измерении такой переменной, как возраст, мы можем получить набор значений, ни одно из которых не будет повторять другого (если в нашем выборочном массиве не окажется какого-то количества респондентов, чьи даты рождения совпадают день в день). При измерении доходов также трудно рассчитывать, что суммы доходов различных респондентов или их семей будут совпадать до рублей и копеек. По этой причине значения таких переменных и размещают в интервалах, размеры которых определяются исследовательским замыслом.
01 – 18-29 лет
02 – 30-39 лет
03 – 40-49 лет
04 – 50-59 лет
05 – 60 лет и старше
В шкале пропорциональных оценок (идеальной или абсолютной метрической шкале) отсчет начинается не с произвольной точки, а с экспериментально установленного нулевого пункта. Шкалы такого рода имеют весьма ограниченное применение. Ими пользуются для измерения протяженностей во времени и пространстве, для отсчета натуральных единиц (денежных единиц, продуктов деятельности, поступков). Во всех этих случаях нулевой пункт четко фиксируется.
Что касается измерения качественных свойств социальных явлений, поиск нулевого пункта как точки отсчета заведомо обречен. Как правило, социальные (политические) процессы и характеристики варьируют от ситуации к ситуации столь сильно, что нулевой пункт может быть установлен только как среднестатистическая величина в большой массе событий.
|
|
Обоснование шкал.
В данном исследовании будут использованы измерительные шкалы: номинальная шкала для измерения переменных, которые в принципе не могут количественно отличаться друг от друга; интервальная шкала для измерения переменных, которые изменяются непрерывно, представляют собой численные величины, а не категории; ранговая шкала, которая включает в себя категории наблюдения, размещенные по порядку.
Третий раздел программы исследования – организационный, основой которого является рабочий план исследования.
Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, традиционной для любого плана работы, включающего содержание выполняемых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследователь указывает лишь наиболее крупные разделы.
Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:
· организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследования (оформление договоров и соглашений; обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); обеспечение организационных условий для проведения полевого исследования (время, помещение, условия, оргтехника));
· финансовое и кадровое обеспечение исследования;
· тиражирование методического инструментария;
· проведение пробного исследования;
· проведение основного исследования;
· обработка результатов исследования;
· интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования;
· обоснование теоретических выводов исследования;
· разработка практических рекомендаций;
· обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;
· внедрение практических рекомендаций и (или) контроль за их внедрением;
· оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.
|
|
План-график исследования
№ | Название этапа | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Подготовительный | Разработка программы (теоретико-методологический, процедурно-методический, организационный разделы), | 11.02.14-04.03.14 | Иванов И.И. |
Разработка инструментария эмпирического исследования (бланк интервью, инструкция интервьюера, карточки) | 05.03.14-12.03.14 | Петров Е.К. | ||
Пилотаж | 13.03.14-15.03.14 | Сидоров Н.Н. | ||
Корректировка инструментария | 16.03.14-18.03.14 | Петров Е.К. | ||
Тиражирование инструментария | 19.03.14-20.03.14 | Мишин Е.Ю. | ||
Инструктаж интервьюеров | 20.03.14-23.03.14 | Синичкин Я.С. | ||
2. | Полевой | Поиск и опрос респондентов | 24.03.14-13.04.14 | Сидорчук В.Ф. |
Контроль за работой интервьюеров | 24.03.14-13.04.14 | Цаплин И.В. | ||
Создание электронного макета бланка интервью | 24.03.14-13.04.14 | Тапочкин И.В. | ||
3. | Этап обработки данных | Контроль за качеством заполнения бланков интервью; отбраковка | 14.04.14-19.04.14 | Цаплин И.В. |
Создание электронной базы данных | 19.04.14-26.04.14 | Тапочкин И.В. | ||
Построение таблиц общего распределения, сопряженности; корреляционных зависимостей; графиков и диаграмм | 26.04.14-29.04.14 | Тапочкин И.В. | ||
4. | Аналитический | Подготовка аналитического записки, создание презентации | 30.04.14-24.05.14 | Жабин В.А. |
Презентация результатов исследования | 25.05.14 | Кулебякина А.М. |
Подводя итог, обозначим общие требования к программе конкретного эмпирического исследования и рекомендации по ее разработки.
Общие требования к программе КСИ:
1. Необходимость программы исследования. Если работать без программы, то отсутствие чётких целей означает часто, что мы точно не знаем, какую же информацию собрать, отсутствие гипотез ведёт к незнанию как обрабатывать информацию, в результате вполне вероятно, что будут получены ответы не на все вопросы. И в конце концов исследователи приходят к выводу, что они бы всё проделали иначе.
2. Эксплицитность. Все положения программы должны быть чёткими, сформулированы в соответствии с логикой исследования. Они должны быть понятны для всех членов исследовательского коллектива, иначе тратится время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникнут, если есть общая программа.
3. Логическая последовательность всех элементов. Нельзя начать с разработки исследовательского проекта, не представляя цели и задачи исследования; нельзя формулировать гипотезы, не представляя объект в целом и т.д. Это логическая цепь, все звенья которой связаны, обрыв в одном звене влечёт за собой ошибки в последующих операциях.
4. Гибкость программы. Надо анализировать все звенья программы, подвергать их проверке, изменять по необходимости. Например, если в ходе исследования выясняется, что недостаточно хорошо разработана анкета, значит возможна переформулировка гипотез.
Практические рекомендации по разработке программы:
1. Не начинайте исследование, пока не уясните общественный смысл проблемы.
2. Уясните, является ли проблема настолько значимой, чтобы затратить усилия на изучение, нет ли уже готовых аналогов.
3. Выясните, какого типа исследование вы будете проводить теоретико-прикладное или прикладное.
4. Детализируйте проблему, определите объект и предмет.
5. Сделайте набросок основных структурных компонентов исследования, сформулируйте главные гипотезы.
6. Обсудите с другими свой набросок плана.
7. Продумайте, насколько удовлетворительна интерпретация основных понятий.
8. Определите план выборки, памятуя о ее качественной представительности.
9. Оформите программу как отдельный документ исследования.
* * * * * * *
1. Проанализируйте теоретико-методологический раздел программы конкретного социологического исследования (прил. 1). Оцените соответствие теоретико-методологического раздела программы требованиям, к нему предъявляемым.
2. Подготовьте теоретико–методологический раздел программы по конкретному направлению («Особенности процесса социально-политической адаптации в Тульской области», «Отношение населения к деятельности государственных и муниципальных органов власти», «Институты социального представительства: роль в политическом процессе», «Политическое участие: характер, формы, тенденции развития»; «Демократизация общества: условия и перспективы»).
3. Охарактеризуйте опрерационализацию как связь между теорией и наблюдением. Определите особенности разработки операционных определений переменных.
4. Рассмотрите следующие концепты / понятия (социально-политическая адаптация, институты социального представительства, органы государственной власти, органы муниципальной власти, политическое участие, демократизация) по следующей схеме: а) дайте определение понятия; б) предложите операциональное определение понятия – определите, сколько и какие измерений имеет концепт; какие индикаторы имеет каждое измерение.
5. Предложите тип выборки, необходимый при исследовании заданной темы. Обоснуйте свой выбор.
6. Какая информация необходима для проектирования квотной выборки в рамках города?
7. Используя любой из инструментариев (Приложения 3-7), определите схему анализа данных (возможные корреляционные зависимости между переменными, таблицы сопряженности, графическое обеспечение результатов исследования).