double arrow

Средства коммуникации

Во время коммуникации каждый участник попеременно является то говорящим – отдающим информацию (коммуникатором), то слушающим – принимающим (реципиентом) ее. Социолог Г. Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса:

    1. кто (передает сообщение) – коммуникатор;
    2. что передается) – сообщение (текст);
    3. как (осуществляется передача) – канал связи;
    4. кому (направлено сообщение) – реципиент (слушатель);
    5. с каким эффектом – эффективность.

А.Б. Добрович приводит пример использования подобных схем. «кто» и «кому» - абстрактные партнеры по диалогу: «коммуникатор», лицо А, и «реципиент», лицо Б. Канал связи – речь, жестикуляция, мимика. Услышав что-то от А, партнер Б отвечает ему, т.е. сам становится коммуникатором, делая А реципиентом (участники диалога поменялись местами).

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

· открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции;

· отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений;

· закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Эффективности общения способствуют средства коммуникации - операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Все средства коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные:

· вербальные - лингвистические и паралингвистические каналы;

· невербальные - визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

В структуру вербального (речевого) общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки – «хм-хм», «э-э-э» и др.

В вербальном общении мы проводим 70% своего времени (без учета сна). Язык как средство передачи информации с помощью определенных звуков возник очень давно. Язык это и есть система словесных знаков, выработанных в процессе своего развития тем или иным народом. Языков в мире никак не меньше, а даже больше, чем существует различных народов (почти 3000). Существует «тринадцать великих» языков (китайский, английский, русский, хинди, урду, испанский, немецкий, японский, французский, бенгальский, индонезийский, португальский, итальянский, арабский) – это те, на которых говорят не менее чем 50% людей на Земле. Когда мы используемся языком для передачи информации, то он становится речью. Речь – это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) с помощью языка. В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова. Слова употребляются нами по-разному: мы можем произнести их вслух, про себя, написать, обозначить жестом.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи.

Речь

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: