Классификация общения (виды и типы)

Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

· Непосредственное – это общение прямое, без посредников.

· Опосредованное общение – если оно обусловлено внешними факторами – преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Человек живет в обществе, и выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, судья), семейные (мать, отец, муж, жена, дочь, сын, брат) и т.д.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентировано как по содержанию, так и по форме. Такое общение называют формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, т.к. в этом нет необходимости. Вместо знаний о личности собеседника в этом случае оперируют знанием его социальной роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требования контролера он предъявляет ему билет, а в случае его отсутствия – оплатит штраф.

Совершенно разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково. Это вырабатываемые обществом и принятые личностью нормы общения. В то же время это не застывшие формы: они совершенствуются, формируются самим человеком. Каждый из партнеров в таком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью. Когда эти ожидания не оправдываются или понимание личностью своей социальной роли расходится с пониманием ее другими людьми, возникает конфликт. Однако и формальное общение не свободно от личностных отношений.

В беседе с пациентом один врач может быть сухим или даже суровым, другой, наоборот, дружелюбным и приветливым.

Но в таком общении личностные характеристики имеют как бы второстепенное значение, отдвигаются на задний план.

Неформальное общение более наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения – дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего мира личности, личностного отношения, чувств. Но, однако, это не всем удается и зависит от множества факторов. Такие черты личности, например, как направленность на общение, доверие, не замкнутость и т.д., способствуют установлению личностных, т.е. неформальных отношений между партнерами. Большую роль в организации таких отношений играет «техника» общения: приемы установления развития контакта, умения увидеть и понять другого человека и др. Поэтому овладение коммуникативными умениями – эффективное средство к достижению неформального общения.

Для понимания природы общения необходимо рассмотреть, как соотносятся понятия общение и отношения.

Общественные отношения – устойчивые связи индивидов как членов, объективно существующих социальных групп воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении и только через общение, люди вступают в те или иные отношения. В свою очередь общественные отношения определяют как содержание, так и внешние формы общения.

Так, например, экономическая зависимость женщины от мужчины в классовом обществе определяет характер личных взаимоотношений в семье: муж видит в своей жене свою собственность, служанку, рабыню. Социальная обусловленность внешних форм общения наиболее отчетливо видна в кастовых обществах Индии, Египта. Здесь изобретаются специальные языки знаков, приветствий для каждой касты. По этим внешним признакам можно без ошибки определить кастовую принадлежность человека.

Таким образом, общественные отношения пронизывают все отношения, существующие между людьми. В общении общественные отношения конкретизируются, приобретают личностную форму.

В зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают следующие его виды:

· Социально-ориентированное общение – общественные отношения здесь выражены наиболее ярко. Это лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.

Лектор, докладчик выступает как представитель общества и решает социальную задачу. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет убеждения, социальные установки и т.п.

Т.е. такое общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие.

· Групповое предметно-ориентированное общение – здесь более четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью.

Это общение, например, в процессе труда, обучения.

Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Но непосредственная задача предметно-ориентированного общения тоже социальная – организация коллективного взаимодействия.

· Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть в двух вариантах:

1. деловое общение, т.е. направленное на совместную деятельность, по сути совпадающее с предметно-ориентированным;

2. второй вариант – общение типа «выяснения отношений».

Общественные отношения здесь как бы отдвигаются на задний план. Субъективно для человека в центре стоят личностные отношения. И он порой не догадывается, что за ними скрыты общественные отношения. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт, становится ясно, что общественные отношения присутствуют в самых, казалось бы, интимных взаимоотношениях и играют главенствующую роль.

Разумеется, границы между отдельными видами общения условны, т.к. в реальности коммуникативные ситуации часто бывает невозможно отнести к какому-то одному типу.

Примером может служить общение преподавателя со студентами.

В своей основе педагогическое общение – это предметно-ориентированное, т.к. обеспечивает только одну специфическую деятельность – учебную. Вместе с тем оно включает в себя элементы социально-ориентированного и личностно-ориентированного типов общения.

Психологи выделяют 3 типа общения:

1. Императивное общение – еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. К такому типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

2. Манипулятивное общение – сходно с императивным. Его цель – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам на встречу.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

3. Диалогическое общение – противостоит авторитарному и манипулятивному типам, т.к. основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с товарищами, коллегами и пр. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

· психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование по принципу «здесь и сейчас»);

· полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

· восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

· направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

· обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Деловое общение обычно рассматривается как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Следовательно, деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, социально-перцептивную и интерактивную.

1. коммуникативную (или информационную), которая заключается в обмене информацией между общающимися людьми: мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т.е. приобретаем знания;

2. интерактивную (или взаимодействия), проявляющуюся в обмене между участниками общения не только занятиями, идеями, состояниями, но и действиями, что способствует установлению особых взаимоотношений между людьми;

3. перцептивную (или понимания), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности возможен обмен информацией: представлениями, идеями, интересами, установками и т.д. Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана вызвать, стимулировать какое-то действие. Побудительная информация предполагает активизацию (когда слушающий начинает действовать в заданном направлении); интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения). Констатирующая информация (новости по радио, телевидению) проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны понимать друг друга, говорить на одном языке. Большое значение в коммуникации приобретает обратная информация. Осуществление коммуникации возможно лишь при использовании определенных средств (средств коммуникации). Различают, прежде всего, вербальную и невербальную (идеомоторную) коммуникацию. К вербальной коммуникации относится речь. При помощи речи осуществляется кодирование и раскодирование информации. При передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. В процессе коммуникации используются и невербальные средства общения – жесты, мимика, пантомимика и т.д. Невербальными также считаются такие средства, как качество голоса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз, темп речи и т.д. Особое значение имеет пространственная и временная организация общения.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Стратегия взаимодействия определяется характером отношения участников к деятельности, а тактика определяется непосредственным представлением о партнере взаимодействия. Таким образом, реальная ситуация взаимодействия создается единством стратегии и тактики. Во взаимодействии проявляются субъективные личностные параметры и те межличностные отношения, которые сложились до момента начала взаимодействия. Именно они определяют тип взаимодействия (успешность сотрудничества, соперничество, участие и т.д.).

Перцептивная сторона общения включает процесс формирования представления о другом человеке и является значимой для его понимания, для установления с ним согласованных действий (взаимопонимания, доверия, привязанности и т.д.). Впечатления, которые возникают от воспринимаемого партнера, играют регулятивную роль, так как мы, познавая другого, совершаем действия, зависящие от точности прочтения другого человека. В деловом общении в процессе коммуникации включены как минимум два человека, и в силу сложившихся установок каждый из них является активным субъектом коммуникации. Для того, чтобы отстоять свою точку зрения, партнеры по деловому общению вынуждены уподоблять себя другому и принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как его партнер понимает мои потребности, мотивы, установки. Таким образом, продуктивное слушание и взаимопонимание достигается за счет идентификации и рефлексии собеседников. Важную роль при этом играет степень понимания собеседниками причин того или иного поведения каждого их них. Если же такие причины понимаются неверно или недостаточно, то в деловом общении происходит приписывание друг другу как причин поведения, так иногда и самих образцов суждения или какие-то более общие характеристики. В результате снижается продуктивность слушания, взаимопонимания и, в конечном счете, достижения цели делового общения. Для прогнозирования продуктивности делового общения важно принимать в расчет законы социальной перцепции (установки, стереотипы, эффекты, влияние самооценки и психологического настроения, эвристики и атрибуции), которые оказывают влияние на восприятие собеседниками друг друга.

Перцептивная сторона включает:

· восприятие другого человека в актах общения;

· оценку (взаимооценку), в том числе и эмоциональную;

· интерпретацию (понимание) поведения;

· создание образа другого или уточнения представления.

Если в деловом общении не возникает взаимопонимания, то коммуникацию нельзя назвать состоявшейся. Таким образом, деловое (ролевое) общение и неформальное (личностное) переплетаются друг в друга и могут переходить одно в другое. В каких бы психологических формах ни проявлялось общение – оно деловое, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
  2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
  3. ориентировка в личности собеседника;
  4. планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;
  5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;
  6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: